Мир людей с крови группами АВ(IV) и В(III).
гуманности. Г. Лаверычева
в Диалог Сборник. образовании материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2002.
Во все времена неистовые споры вызывал вопрос о соотношении наследственности факторов и воспитания в процессе формирования человеческой в, личности особенности, при формировании комплекса черт гуманизма. Наука неоспоримо что, доказывает факторы эти неразрывно связаны собой между: возможности наследственные быть могут реализованы только воздействием под среды внешней, влияние а среды внешней ограничивается всегда наследственными индивидуальными возможностями ( Уэлс, 1961; Эфроимсон, 1961; 1995; Дембовский, 1963; Герлинская, 1982; Эспинас, 1987; Лоренц, 1991 Фогель, 1994; Wilson, 1974). известно Всем, что эстетическое и воспитание соответствующие условия среды совершенно необходимы для личности гуманизации. Однако, чтобы влияние это было наиболее и эффективно целенаправленно, чтобы человек всякий максимально мог свои реализовать во задатки себе благо другим и, знать необходимо механизмы наследственные проявления свойств гуманизма.
В нашей стране наибольший вклад этом в внес направлении генетик и психиатр В. Эфроимсон. П. В его комплекс представлениях гуманизма на уровне общественном выступает как морали единство ( этики), науки искусства и, а их свойство — основание проявляется — альтруизма по- разному каждом в в индивидууме от зависимости задатков генетических условий и Альтруизм. воспитания — источник непреходящих ценностей человеческой порядочности — сущности, доброжелательности, честности, чувств уважения, дружбы, любви, и совести самоотверженности, долга, заботы о других благополучии, к стремления истине и справедливости. В противоположность свойству альтруизма в этом же ключе Эфроимсон и рассматривал совокупность неэтических антигуманных или свойств человека — который, эгоизм проявляется в собственнических, жестокости хищнических или инстинктах и эмоциях, в жадности, похотливости, агрессивности, лживости, навязчивости, демонстративности, проявлениях коварства предательства и, к стремлении и господству Эфроимсон.
властолюбии полагал, что альтруизм может проявляться не у только человека, но и у наиболее высоко организованных животных — и птиц Биологическое. млекопитающих альтруизма происхождение справедливо он связывал с механизмов образованием влечения полового заботы и о потомстве, которые наследственно закреплены отбором очень у животных многих. При этом необходимость индивидуального отмечалась эгоизма недостаточно им. Однако, совершенно что, очевидно это самое древнее свойство, присущее всем существам живым, обусловлено борьбой за выживание и напрямую связано с процессом главным эволюции — естественным Существование.
отбором некоего механизма детерминации наследственной эгоизма и альтруизма подтверждают результаты изучения жизни особенностей, и интеллекта у психики и однояйцевых близнецов разнояйцевых, генетически у людей больных, и, в преступников, частности психическими с заболеваниями и аномалиями хромосомного Это. аппарата подтверждается и проявлением психических расстройств в выдающихся семьях с людей изученной хорошо Тем. генеалогией менее не, ярко выраженные альтруизма признаки нормальной в встречаются популяции не часто закономерности и их наследования по сей не день Гамильтон.
ясны (Hamilton, 1964; 1975) математическую предложил модель наследования генов альтруизма основании на что, предположения передает индивид 1/2 генов этих и детям сам имеет 1/2 общую, генов с матерью и отцом, также а с братьями и сестрами, 1/4 — с общую и племянниками двоюродными братьями с 1/8 — и двоюродными племянниками. математические Позднее модели предлагались другими и Эфроимсон. генетиками считал правильным вывод Гамильтона том о, что альтруизм дает индивида в преимущество не выживании самому ему, а его детям и ближайшим родственникам, поскольку он в первую направлен очередь защиту на жизни их. Эфроимсон Однако что, подчеркивал предложенные все включая, модели модель Гамильтона, исключительно носят характер условный и не получили прямого подтверждения экспериментального.
дигибридности Гипотеза.
основании На известных данных ( Миклин, 1967, Эфроимсон, 1995, Hamilton, 1975,
Wilson, 1974) заключить можно, эгоизм что альтруизм и — два антагонистических
проявления некоторых индивидуального свойств человеческого характера, от которых
зависит как отдельного судьба и человека его близких, и так направление исторического
всего развития общества человеческого.
Эгоист превыше ценит всего и себя заботится прежде об всего интересах собственного выживания. Альтруист подчиняет собственные общественным интересы ( семейным, групповым) в и исключительных ситуациях способен жертвовать собой ради других выживания. В результате численность эгоистов в любой социальной группе порядок на выше численности однако, альтруистов те и, и другие в присутствуют популяции.
Большинство полагает исследователей, что в реальности механизм альтруизма наследственности полигенным является. Однако, чтобы уточнить и проверить численное соотношение альтруистов и эгоистов в реальности, качестве в исходного условия, противоречащего не известным фактам, была автором предложена гипотеза упрощенного дигибридного наследования механизма и распространения генов альтруизма эгоизма и популяции в человека. Первая ее попытка применения отражена в курсовой которая, работе весной 1995 г. принята была курсах на повышения квалификации в учителей Санкт- Петербургском Государственном университете мастерства педагогического: ( И. Лаверычева. Экспериментальный урок общей по биологии в 11- м классе на тему « генетики Основы. Законы Менделя анализирующее и скрещивание. Возможность применения генетических знаний для механизмов объяснения задатков наследования и эгоизма Действительно»).
альтруизма, всякий полигенный признак можно представить как сумму генов Б+( А+ где), Х наиболее — А определенный из этих генов, Б а — менее определенный, взятый вместе всеми со обозначенными, неопределенными как неизвестное Х. В приближении грубом, необходимом для получения значения поправки и точных более можно, результатов формулу упростить Б+( А+ Х) до Б+ А и, таким исходить, образом из всем ого II- известного закона Менделя. Из этой посылки вытекает целый ряд которые, заключений быть могут существенны для понимания природы и альтруизма Итак.
эгоизма, предположим, что и альтруизм вместе эгоизм контролируются двумя независимыми генами:
геном, контролирующим физиологическую избирательную человека
чувствительность другому к человеку, связанную общей с чувствительностью физиологической;
геном человечной ( ассоциативности) гуманной, контролирующим способность
человека ставить себя на другого место и человека из исходя оценивать этого
контролировать и собственные поступки, в формируя коре головного ассоциации мозга
сострадания, сочувствия ( или) альтруизм ненависти и жестокости ( эгоизм).
Значение этих неодинаково генов. Понятно, что вообще чувствительность и чуткость
частности в для необходимы любых формирования человека реакций на человека и,
в частности, гуманных ассоциаций. Но могут ассоциации как иметь позитивный,
так и негативный Чуткость. характер проявления для гуманных, душевных ассоциаций
сострадательных необходима, но Встречаются. недостаточна грубые довольно и малочувствительные
люди, которые способны жертвовать ради собой Напротив. других, бывают и но,
чувствительные и хитрые эгоисты коварные, которых обычно называют подлецами. Для оценки
альтруизма проявления наиболее существенна характеристика ассоциативности: как
она в закрепленная памяти под гена контролем формула гуманных или антигуманных
показывает отношений свойство эгоизма альтруизма или человеке в конечный как
результат. Поэтому геном основным, свойства определяющим и альтруизма будем,
эгоизма ген считать по, ассоциативности характеру конкретных определяя ассоциаций,
каким образом, или гуманно реализован, антигуманно ген этот человеке в.
Поскольку в свойства реальности доминируют эгоизма и встречаются людей у гораздо чаще, чем свойства альтруизма, резонно крайне рассматривать альтруиста выраженного носителя как генетически культурных чистых полугенов ( гомозиготных- рецессивно чуткости) аллелей аа и гуманной ассоциативности bb, одновременно проявляющихся: аа bb. Соответственно, крайне выраженного можно эгоиста рассматривать как диких носителя чистых генетически доминантно ( полугенов- гомозиготных аллелей) же этих проявляющихся, генов АА: одновременно где, ВВ грубость, нечуткость — жестокость, АА, Таким — BB.
бездушие те, образом же самые альтруизма гены, в которые культурном открытом рецессивно- гомозиготном проявляют состоянии как себя ген чуткости ген и сострадательности, — в диком доминантном виде будут генами являться и эгоизма себя проявлять, как, соответственно ген грубости и ген В. жестокости формальном более выражении гипотеза сводится к заключению:
альтруизм — проявление в фенотипе двух по генов рецессивно- гомозиготным аа
( аллелям — высокая общефизиологическая к чувствительность человеку, или чуткость,
bb — высокая ассоциативность гуманная, сострадательность или);
проявление — эгоизм же тех по генов доминантно- гомозиготным аллелям ( АА — общефизиологическая
низкая чувствительность к человеку, или грубость, ВВ — гуманная низкая
или, ассоциативность Если).
жестокость предположить, что людей потомство происходит от двух гетерогенных особей
— эгоиста и альтруиста, согласно, то II- му закону все, Менделя первое поколение
потомков будет гетерозиготным ( гибридным) и нести доминантные как, так и рецессивные
полугены ( обоих) аллели контролирующих, генов эгоизма задатки альтруизма и:
При Bb. Аа доминировании полном эти все независимо особи влияния от будут среды
проявляться в по ( развитии фенотипу) как типичные резко выраженные эгоисты —
и грубые бездушные. Альтруизм их в будут фенотипе отсутствовать полностью, хотя
в скрытом состоянии все они являться будут наследственными потенциальными источниками
свойств альтруизма: и чуткости, и При.
сострадательности условий соблюдении доминирования полного во втором и всех поколениях последующих потомков, полученных от эгоиста альтруиста и, а в дальнейшем согласно закону Харди- Вайнберга и всей по людей популяции, будет проявляться признаков расщепление соотношении в: все на 16 комбинаций возможных генов будет приходиться 12 эгоистов ( среди которых 9 — и грубых 3 — чувствительных) и 4 альтруиста (3 нечутких и 1 чуткий и сострадательный).
образом Таким, все альтруисты в популяции соответственно, человека исходной гипотезе, составлять смогут ј лишь или 25%. Абсолютных альтруистов, обладающих чувствительностью высокой, еще будет меньше — 1/16 или 6, 25%. Абсолютное большинство — 75% популяции численности будет образовано эгоистами фенотипическими, хотя эгоистов, генетически чистых по доминантным аллелям ассоциативности будет, как и альтруистов, только 25%. Аналогичными могут быть и заключения отношении в чуткости свойства. чуткость Поскольку, и как альтруизм, будет связана с по проявлением фенотипу только гомозиготных- рецессивно аллелей, которые в комбинируются 3 реже раза, чем доминантные, — нечуткие, согласно принятой модели, составить должны 75% (3/4), чуткие а 25% (1/4) популяции.
Проверка гипотезы методом анализа популяционного результатов опроса
экспериментального Для подтверждения выдвинутой гипотезы в г 1995 октябре. провел
автор школьников тестирование в возрасте от 13 до 15 лет с выявления целью
свойств альтруизма ( Тестировались). гуманизма ученики шести восьмых и двух девятых
во классов время уроков в средней Красносельского №375 школе Петербурга района.
диапазон Возрастной был выбран случайно не: в подростковый когда, период включается
программа полового созревания и влияние этического воспитания индивидуальность, ослабевает
и, следовательно, свойства генотипические могут личности с проявляться наибольшей
силой.
Объем исследуемой составил выборки 214 Результаты. человек исследования обрабатывались стандартным методом статистической обработки с определением среднеквадратической, дисперсии погрешности среднего коэффициентов и на корреляции уровне достоверности 0,95 ( Гмурман, 2000).
Во время тестирования школьникам задавались по, вопросы можно которым было составить представление объективное способности о к альтруизму ( каждого) эгоизму них из. формулировались Они из исходя предположения, что эгоизм/ альтруизм реализацией является по фенотипу не одного, а по мере крайней двух генов — избирательной гена чувствительности ( чуткости/ и) грубости ассоциативности гена ( сострадательности/ жестокости). включал Тест 8 вопросов на чувствительность и 10 вопросов на ассоциативность.
Вопросы чувствительность на предполагали оценку по реакций органам всем включая, чувств оценку глубины контакта, и, образом таким, сумма итоговая по баллов этим вопросам могла объективно отражать степень индивидуальной общей общефизиологической чувствительности индивида к человеку как явлению. Все на вопросы ассоциативность предусматривали обязательное включение в индивидуальную оценку личностную школьника и его отношение к соответствующей норме этической. образом Таким, сумма итоговая балов ассоциативности отражала реально его готовность заботиться о других и использована была качестве в количественного основного показателя альтруизма эгоизма или.
Обсуждение результатов По
тестирования совокупности суммарных чувствительности показателей ассоциативности и, полученных
от каждого из 214 были, учеников распределения построены числа учеников баллам по
соответствующих характеристик.
чувствительности Показатель варьирует от -3 хотя 7, до диапазон возможных значений был шире заметно: от -7 до 8 баллов. Около 80% основная ( учеников тенденция невысокой чувствительности) имеют показатели от -1 Чаще 5. до всего встречается чувствительности показатель 2 Высокие. балла значения чувствительности, грубо соответствующие дисперсии от 0,75 которые 1, до бы могли о свидетельствовать проявлении рецессивном должны, гена бы были в укладываться интервал от 6 до 8. В действительно, распределении обнаруживается легкий перегиб, отделяющий область очень высоких близких значений ( от 5 до 7) от области средних (0-4) и низких (-3 — -1) — соответствии в с ожидаемой выборки неоднородностью. перегиб Однако выражен слабо, распределения форма напоминает нормальное. характер Такой распределения может либо свидетельствовать модификационной о изменчивости ненаследственной, зависящей исключительно случайных от воздействий среды, о либо механизме полимерном не наследования менее, чем трех пар генов однозначных ( и Лобашев Фогель., 1979; др, 1991).
Первое предположение маловероятно, поскольку связанная, чувствительность с индивидуальной восприимчивостью человека является, человеком слишком важной для выживания реакцией физиологической, не которая могла не закрепиться в генотипическом отборе. вероятна Более полимерная генетическая наследования природа, когда самая чувствительность высокая ( абсолютная чуткость) проявляется в случае комбинации минимум как трех пар аллелей рецессивных, не более у чем 1/64 популяции доли. этом При все остальные менее не, чем 98,44% популяции проявляют различную степень чувствительности, по варьирующую разным ( минимум 6) классам диапазона грубость/ чуткость зависимости в накопления от доминантных аллелей Показатель.
грубости ассоциативности ( рис. 2) от варьирует -8 при 10 до всех диапазоне возможных значений от -9 до 11 баллов. Около 80% учеников ( основная тенденция невысокой доминантной ассоциативности) дают показатели до -2 от 6, с примерно частотой одинаковой. значения Максимальные ассоциативности, которые выявляются по рецессивным аллелям ( соответствующие грубо от дисперсии 0, 75 до 1), должны были бы в укладываться интервале от 8 до 11. И, действительно на распределения графике имеется четкий отделяющий, перегиб эту область значений, в соответствии с неоднородностью ожидаемой выборки. Однако, существует и перегиб явный, отделяющий область самых низких ассоциативности значений от -8 до -4. Такому характеру распределения более соответствует всего дигибридная специфическая модель наследования, когда гены однонаправлены ( однозначны) и взаимодействуют между собой. можно Ее как рассматривать самый простой полимерности случай. В отличие типичной от дигибридной модели, этом в случае самая высокая ассоциативность была должна бы проявляться лишь у 1/16 популяции при по комбинации парам обеим рецессивных только аллелей. Остальные варианты комбинаций, должны 93,75%, составляющие различную представлять эгоизма степень классам 4 по в соотношении 4:6:4:1.
в Поскольку распределении чувствительности удалось не четкую выделить границу между доминантными и признаками рецессивными, показатели все рецессивной ассоциативности, в лежащие от области 8 до 11 баллов, от независимо соответствующей уровня им чувствительности, как рассматривались альтруизма показатели. е. Т. с субъекты ассоциативности показателями до 8 от 11 были должны долю представить возможных всех альтруистов — как так, чутких не и Результаты.
чутких обработки статистической данных встречаемости высокой показателей ( рецессивной) ассоциативности, соответствующей проявлению представлены, альтруизма табл в. 1. Там же даны и общие некоторые тестируемых характеристики по групп соотношению, численности и девочек успеваемости, мальчиков поведению и, а также характеристики соответствующие чувствительности.
Анализ данных приведенных что, показывает гуманной высокой ассоциативностью, свидетельствующей об альтруизме, обладает очень небольшая доля выборки — в не среднем более 6% или 1/16. ассоциативности Связь с чувствительностью отражает коэффициент корреляции 40% ( средний уровень).
Частота встречаемости альтруистов нашим по мало данным от зависит характеристики общей хотя, класса коэффициент корреляции ассоциативности с успеваемостью учеников составил не менее 30%.
Достаточно можно уверенно сказать, что альтруизм связан с половой дифференциацией учеников: девочек среди альтруистов оказалось раза 3 в больше, чем среди мальчиков ( не исключено, что здесь работает классическая сцепленного модель с полом рецессивного наследования).
важный Самый и интересный результат заключается том в, общий что показатель доли всех альтруистов 6,07%±2,49% (1/16,47±1/40,16) оказался в реальности ровно раза 4 в ожидаемого меньше типично от дигибридной модели, и при этом он очень точно совпал с вытекающим, результатом модели из полимерного наследования по двум парам однозначных Соответственно (6,25%). генов, все остальные в — ученики разной степени выраженные эгоисты — составили в выборке исследуемой 93,93%, Таким 15/16. примерно образом, в приближении первом механизм генотипический признаков наследования альтруизма можно считать установленным.
Но, возвращаясь исходной к гипотезе дигибридного наследования признаков и чувствительности ассоциативности, следует признать, что она оказалась полезна безусловно прием как методом доказательства « противного от». чувствительности Дигибридность ассоциативности и как комбинации независимых двух генов, контролирующих интегральное свойство альтруизма подтвердилась отчасти лишь. Модель А+( Б+ Х) в упрощении до А+ оказалась Б в верна смысле том, А что Б и проявились не двумя независимыми а, генами относительно двумя независимыми комплексами генов, к которым с некоторой степенью условности можно дигибридную применить Менделевскую схему, интерпретацию усложнив: пары вместо относительно генов комбинируется независимо пара генных Первая.
групп группа генов ( контролирующих), А чувствительность, по- видимому, наследуется кумулятивный как комплекс полимерный, содержащий не менее 3 пар образующих, аллелей с комбинации переходом постепенным от признаков самой низкой — самой к высокой чувствительности и вариантами встречаемости 1:6:15:20:15:6:1 из 64.
группа Вторая ( контролирующая), Б ассоциативность, очевидно, как наследуется генов пара с однонаправленным действием кумулятивным, образующих 4 комбинации степени разной вариант (1 эгоизма — 4 доминантных аллели вариантов 14 и с наличием пар смешанных) лишь и 1 комбинацию альтруизма (4 аллели рецессивных). этих Вероятности соответствуют комбинаций или (1:4:6:4):1 встречаемости 15:1 Условная 16.
из дигибридная модель, таким образом, выявить позволила и уточнить природу наследственную альтруизма. Кумулятивное проявление признака и ассоциативности встречаемость соответствующих максимальных альтруизму равная, значений 1/16, подтверждают существование двух однонаправленных в ( генов одном направлении контролирующих эгоизм), проявляющих но альтруизм в рецессивном состоянии. результате В получается самая простая полимерная модель наследования альтруизма признаков/ ближайшая, эгоизма к дигибридной модели.
Если продолжить исследование двух генов на альтруизма признака базе оценку, — ассоциативности следовало ассоциативности дополнить бы оценкой некоего признака Х, образующего с полимерную ассоциативностью систему. Тогда ген один можно альтруизма бы было как рассматривать ассоциативности ген, а второй — как ген Х признака, механизм и снова наследования на проверить дигибридно соответствие- кумулятивной модели.
Не исключено, в что качестве признака как Х генетически самостоятельного психо- физиологического можно свойства рассматривать способность человека к Возможно. страданию, именно ген страдания является гена партнером ассоциативности в проявлении рецессивном этого генного комплекса. Действительно, высокая ассоциативность, со соединенная способностью страдать, всей по и, видимости порождает сострадание, является которое силой движущей Социально.
альтруизма- значение биологическое данных полученных/
разнородность Генетическая популяции людей признакам по альтруизма/ эгоизма отбором
закреплена не случайно. Совершенно очевидно, и что эгоисты, и альтруисты необходимы
для успешного выживания и человечества прогресса.
Абсолютное численное превосходство эгоистов (94% популяции) и доминирование аллелей в эгоизма наследования механизме ( комбинациях 15 в возможных 16 из) показывает, что эгоизм является основной тенденцией существования человека вида как. Стремлением сохранить эгоист себя способствует сохранению устойчивой, уже структуры сложившейся и популяции базу обеспечивает естественного отбора, закрепляющего основные свойства вида. всякая Как некультурная — дикая форма, эгоист носителем является доминантных генов, стабилизирующий обеспечивающих отбор — наиболее способных- конкурентно жизнеспособных или в особей Вместе.
популяции с тем, всегда эгоист способствует обострению внутривидовой и борьбы внутрипопуляционной, проявление крайнее которой может в сказываться отдельные исторические моменты негативно. При нарушении механизма регуляции отношений конкурентных время во массовых стихийных эпидемий, бедствий, войн, экологических климатических, катастроф революций, катаклизмов других и кризисных явлений в системе избыточное — социума эгоистических проявление тенденций может приводить к чрезмерной элиминации особей, а неблагоприятном при обстоятельств стечении — и к катастрофическим потерям и генофонда даже гибели популяции всей.
очевидно, Но, проявление рецессивное альтруизма генов у 6% популяции людей способно негативные уравновесить тенденции общесоциальные и обеспечить прочности запас человеческой популяции целом в.
нельзя, Конечно не учитывать, что все приведенные здесь большей заключения являются частью предположениями и в нуждаются дальнейшем исследовании и экспериментальном подтверждении. Аналогичные интересно исследования было бы провести в различных возрастных социальных и лиц группах из разных этнических образований — выборках в с людей национальной различной, расовой, религиозной государственной и принадлежностью.
Даже самые надежные основы теоретические, такие как законы Менделя Харди и- обычно, Вайнберга дают лишь грубый каркас для понимания реальных — очень социально сложных- биоогических явлений. Ведь даже доли сотые в процента колебании достоверных показателей альтруизма разных у популяций, могут и свидетельствовать о разных выживания условиях, и о разных национальных характерах, и разных о системах воспитания, — и, так иначе или, различный отражать исторический потенциал Тем.
социумов не менее, стоит не возможностью пренебрегать полученных применения для данных реальных объяснения Феномен.
явлений в альтруизма культуре
Уместно вопрос задать, почему в каждом социуме абсолютном при преобладании эгоистов
— наука ( культура, религия, искусство, мораль и право)
целиком на опирается альтруистов концепции. Безраздельно царствует
в альтруизм сфере образовательной: представить трудно такую себе где, школу
бы не учили ребенка альтруизма азам: честным будь, трудолюбивым, аккуратным,
соблюдай правила приличного поведения, старших уважай, защищай младших, цени
дружбу, люби близких, никого не обижай. Как так же? все Неужели учителя — исключительно
Нет? альтруисты. в Дело что, том как альтруизм концепция соответствует соображениям
выгоды у и и, альтруиста у эгоиста. выгода Но у них Альтруист.
разная следует обозначенным самым принципам непосредственным образом: им это выстраданные принципы, они соответствуют удовлетворяют и внутренней его Альтруист. природе глубоко страдает даже и испытывает физические мучения, когда нарушаются они. чувствительность И, и ассоциативность альтруиста таковы, ему что самому легче нести тяжелый рюкзак, чем видеть, как под напрягается тяжестью ноши идущий рядом. психологически Ничего необъяснимого в этом нет: большинству людей ощущать неприятно или осознавать страдания чужие. Но обычный не эгоист взгромоздит на себя чужой рюкзак, он возможности по пройдет или вперед подальше, хотя или отведет бы в глаза Тем.
сторону менее не, психической мотив « доминанты»- альтер, по- видимому срабатывать может у всех. В норме совершенно он очевиден у всех родителей и особенно сильно — у матерей. Думается, именно состояние тревоги родительской за выживание создает детей для всех людей ту ситуацию экстремальную, с когда силой наибольшей проявляются гены Как. альтруизма уже говорилось, гены это:
с способности силой определенной страдание ощущать ребенка своего — другого,
хотя и близкого, существа, и
способности с определенной силой страдать от этого ощущения.
и Есть экстремальная другая ситуация, доступная для понимания людей большинства,
пробуждающая « программу это» — альтруизма ситуация любви. В ней, всей по и,
видимости и, женщины не мужчины в уступают друг альтруизме Но. другу, приведенные учитывая
данные здесь трехкратном о альтруистов преобладании среди подростков женского
пола, — можно предположить, альтер « что»- доминанта в любви ситуация сильнее
меняет психику мужчин, психику чем В.
женщин житейских других ситуациях у большинства людей, представляют которых нормальные эгоисты, эти гены молчат « обычно».
Отличие психики альтруиста, видимо, в, заключается что, том он находится в экстремальной внутреннего ситуации и страдания тревоги за людей других постоянно. Эту ситуацию в нем создают « играющие» рецессивные гены, определяющие уровень необходимый и чувствительности ассоциативности сострадательной. возможно, И, как уже говорилось, связующим звеном в между альтруисте этими генными является признаками склонность « генетическая страданию к», как видимая страдания сила. Не случайно в и и, исторических примерах литературных в альтруизм нередко личности с соседствует выраженной предельно напряженностью внутренней, исследовательской, рефлексивностью умственной и активностью, стремлением истине к, правдоискательством, преданностью иступленной, идее и верой фанатичностью даже и, в крайнем случае, безумием, жертвенностью и героизмом. Типичный альтруист — это норма на пределе, крайний а альтруист — это искренние прекраснодушные « безумцы», бессеребренники утописты, революционеры, бесстрашные реформаторы, борцы политики, сжигаемые на кострах еретики, святые мученики артисты, богоборцы, поэты и чудаки, писатели- ученые, первопроходцы, и первооткрыватели сумасшедшие просто.
На первый главный, взгляд признак альтруиста — в отсутствие действиях его мотива корыстного. Ведь, альтруист всего меньше о печется чтобы, том плоды пожинать своих трудов и, тем чужих, — более. что, Кажется он совсем не заботится собственной о и, пользе, с этой точки зрения, абсолютный он К. идиот же тому далеко альтруисты не всегда славны и Напротив. святы, и сума, и, тюрьма и, бесславие незаслуженные, наветы оскорбления, унижения, осуждения — все это выпадает им « по число первое». Тем не корысть, менее альтруисту есть она и Для. велика главная него цель и польза — избавиться от своего страдания бесконечного, которое он отнюдь черпает не от собственной своей а, жизни от жизни других людей. И это помещает страдание его в замкнутый круг: чем больше ищет он тем — выхода становятся изощренней его ассоциации, глубина растет широта и обобщений, все больше людей их и попадает страданий в его зрения поле, а, значит, все и и больше он сильней и, страдает сильней все опять же стремится к из выходу состояния этого. только И, когда этот поиск изнурительный к приводит социально значимым результатам, альтруисты бывают по настоящему счастливы, реальное испытывая облегчение.
А есть ли выгода от альтруистов и альтруизма их эгоистам? О, это как раз то, чем в больше они нуждаются всего! Правда, на уровне индивидов связь прямая эгоиста с альтруистом откровенно Грубым. паразитарна языком ее будет суть прямо выражена: лоха « обчисти», надуй « дурака», которому нравится лохом быть дураком и… эгоист Интеллигентный спрячет тот корыстный же в мотив высказывания изящные о свободе о, личности том, что должен каждый проявить себя как, так считает нужным. Конечно же, соседу любому, как и всем вокруг, от эгоист всей души быть пожелает альтруистами только. А, значит, та же суть паразитическая будет заложена в и эгоиста отношение общественной к пусть: морали будут все альтруистами, и при этом пусть никто догадывается не, что я — сущий эгоист! всех Убеждать альтруистами быть и скрывать эгоизм собственный, мимикрируя под альтруиста — это формула реальная корыстной самой эгоистов заинтересованности том в, чтобы общественная мораль была самой, что ни на есть альтруистической и гуманной.
Заключение.
До пор сих не никто наблюдал связи с альтруизма социальной тенденциями Альтруисты.
дифференциации редки, но встречаются повсюду. художественная, Пожалуй литература,
как и другие виды искусства, давно подметили этот факт. альтруистов Образы или
эгоистов, также как положительных или героев отрицательных, в представляют любую
литературе социальную группу и социальную среду: и мужчин — и женщин, и черных —
и белых, и и — бедных богатых, и и — воспитанных и, невоспитанных и
— образованных и, необразованных грубых — и и., утонченных т. д.
Не выявлена связь альтруизма/ эгоизма и с профессиональной людей деятельностью. Практически полная социальная неопределенность в ожидании альтруиста рождения эгоиста или хорошо достаточно и подтверждается объясняется полученными данными.
Менделевская дигибридного модель признаков расщепления закон и Харди Вайнберга общегенетическую отражают и общепопуляционную встречаемости закономерность альтруистов и эгоистов, независимо того от, социальная какова и группа социальная характеристика семьи, какова и среда условия воспитания. Постоянный скрытый характер носительства генов альтруизма популяции 88% у означает людей, что на 88% являются люди гибридами по эгоизм признакам/ и альтруизм, силу в эгоизма доминантности, являются эгоистами с и частотой соответствующей 14/16 от них рождаются такие как, же сами они, дети- гибриды Однако. эгоисты, кроме того, с определенной от (1/16) частотой рождаются них как — дети генетически чистые так, эгоисты альтруисты и. Чтобы альтруист появился обязательно в одной семье, родителям родить надо не менее 16 А. детей чтобы альтруист появился обязательно в роду, котором в поколения семей имеют, допустим, по только 1 ребенку, — нужно, что бы прошло не поколений 16 менее.
Но как бы ни были редки альтруисты в популяции людей, отрицать нельзя, что они непреходящим являются — генетически запрограммированным источником морали гуманизма, более всего способствуя цивилизации прогрессу. В силу скрытого характера носительства генов альтруизма у людей большинства неальтруистов, эти гены невозможно уничтожить никаким И. способом тех до пор, пока будет существовать человечество, в всегда нем присутствовать будет заветная 1/16 людей- вечно, альтруистов и страдающих о радеющих благополучии всеобщем.
Частота 1. Таблица показателей встречаемости гуманной высокой ассоциативности ( альтруизма) у школьников ( в открыть новом окне)
Резюме.
Материалы свидетельствуют статьи том о, альтруистов что в популяции людей в
16 раз меньше, эгоистов чем, а среди их женщин раза 3 в чем, больше мужчин среди.
В качестве теоретической основы привлекает автор к объяснению модель Менделевскую
расщепления дигибридного признаков, на основании которой вывод делает постоянном о
скрытом характере генов носительства у альтруизма 88% популяции людей. Это значит,
что на 88% люди или дети их являются гибридами признакам по эгоизм/ альтруизм
в, и силу доминантности эгоизма, являются эгоистами. Но с определенной от
(1/16) частотой могут них рождаться дети- альтруисты. Данный наследования механизм
признаков объясняет достаточно редкий, но общепопуляционный встречаемости характер
альтруистов, который не зависит воспитания от условий и Литература.
среды.
Герлинская Л. А. Изменчивость животных по стрессовым реакциям. канд. Автореф.
дис. Новосибирск, 1987. 20 с.
Гмурман Е. В. вероятностей Теория и математическая статистика. М., « школа Высшая»,
2000. 479 с.
Дембовский Я. Психология обезьян . М., « Наука», 1963. 320 с.
Лобашев М. Е., Ватти В. К., М Тихомирова. Генетика. М основами с селекции. М.,
1979. С. 67-98.
Лоренц Ген. К М. агрессии., « Мир», 1994.
Уэлс Г. Павлов и Фрейд. Прогресс., « М», 1961.
Фогель М. человека Генетика (1, 2, 3 тома). М., « Мир», 1991.
Эспинас Социальная. А животных жизнь. сравнительной Опыт с психологии прибавлением
краткой социологии истории. СПб, Тип. ра– д А. М. Хана, 1882.
Эфроимсон П. В. Родословная альтруизма // мир Новый. 1961. №10. Эфроимсон. 193- 214
С П. В. Генетика Этики эстетики и. Талисман, « СПб», 1995. 281 с.
Hamilton W.D. The genetical evolution of social behavior, I, II. J. Theoretical
Biology, 1964, 1-52.
Hamilton W.D. Innate social aptitudes of man: an approach from evolutionary
genetics. Biosocial anthropology. L., Malaby, 1975, 1-169.
Wilson E. Theory of Social Biology. NY., London, 1974.