Библиотека эзотерики Константин
Малышева Ум
Под словом « ощущение» я буду тут подразумевать степень или приятности какого неприятности- либо впечатления независимо от формы его. в Ощущения этом смысле можно разделить приятные на, неприятные и безразличные. Иных нет. Их можно назвать положительными также, и отрицательными нулевыми.
Примеры положительных ощущений: хорошее самочувствие, от радость нибудь- какой
удовлетворение, причины голода, жажды или какого- другого либо желания или страсти.
Примеры ощущений неприятных: самочувствие дурное, горе, тоска, и боль п. т.
Когда мы можем не назвать ощущение ни приятным, ни неприятным, то оно относится
к как, безразличным бы сложно было ни. Значительная часть жизни нашей в
проходит безразличных ощущениях, близких к Вставая. нулю утром, не в старые мы годы
испытываем бодрость, желание жить, можно которое к отнести ощущениям положительным.
течением С мы дня утомляемся и ощущение приятное ( вечеру к или ранее) переходит
постепенно в
неприятное, и хотя слабой степени. есть, Очевидно промежуток между и тем другим,
который сопровождается безразличным или нулевым ощущением ( когда не мы знаем,
хорошо или нам дурно).
Ощущение отнести можно к величинам. как, Действительно величины все, оно может
положительным быть, отрицательным и нулевым. Оно имеет разную силу - от очень
малой до величины большой очень, бесконечной теоретически, в хотя жизни мы таких
не ибо ( знаем радость всякая и страдания ограничены). Но ощущения силу пока
мы не измерять Со. умеем временем научимся. не Прежде измерять умели площади,
объемы, время, работу, света силу, тепла количество, и электричества д. т.
научились Однако. теперь И еще большинство людей не умеют измерять величины.
Высшая степень положительного ощущения носит блаженства название, высшая степень отрицательного чувства - агонии, муки. Чем сложнее тем, существо размах ( амплитуда) колебания чувств как: сильнее так, приятные и неприятные ощущения могут высшей достигать силы. Воображаемые высшие существа иных миров может, имеют быть, больший чувств размах, чем человек. низшие, Напротив Земли животные имеют меньшую силу как положительных, так отрицательных и ощущений. На границе органического мира амплитуда к близка Ощущения.
нулю быть могут по различны но, форме по одинаковы величине. Например,
от приятность созерцания хорошей или картины может ландшафта по равняться приятности
какому- звуковому либо музыке ( ощущению, и пению т. п.). другом В отношении эти
ощущения не в, сравнимы же отношении приятности могут быть равны выражаться и
и одним тем же Так. числом, геометрии в площади равные
равные или при объемы совершенно различной называются фигуре Квадрат.
равновеликими и круг похожи не, площади но их могут одинаковы быть. Фигуры волка и
обезьяны несходны, а могут объемы равны быть. Также и отрицательные непохожие
могут ощущения силе по сходны быть. боль, Например ожога от сравниваться может
болью с пореза от. Сила душевного страдания может не уступить по степени силе
физической муки. Как два равных числа с знаками разными при дают соединении
нуль, шаг как вперед и назад шаг делают не перемещения, так положительное ощущение,
с соединенное же такой отрицательного силой, в дает результате нуль, т. е. безразличное
ощущение. у, Положим небольшое меня Во. горе удовлетворения время нибудь- какой
например, страсти голода, ощущение ослабляется горя и даже перейти может положительное в
ощущение. Когда же оно в переходит безразличное, то это означает, оба что борющихся
между чувства собой равны по На. силе основано этом называемое, действие Положим.
утешением, мы что радостное испытываем ощущение постоянной Количество. силы его, очевидно, времени пропорционально будет и положительной величиною. При постоянном болевом или неприятном вообще ощущении также получим отрицательное количество ощущений. практике На ощущений сила меняется непрерывно, то делаясь положительной, то Ход. отрицательной животного ощущений хорошо выражать кривой, у абсциссы которой ( горизонтали) выражают а, время отвесы ( ординаты) - силу ощущения. координат Начало есть текущий момент, правая кривой сторона оси от будущее - ординат левая, время - Кривая. прошедшее сверху относится положительному к снизу, ощущению - отрицательному к ( чертеж. см).
Со ( Сила) ощущения зависит от времени ( Вр) или функция есть Со: времени = F( Вр).
За очень малый времени промежуток (d Вр) можно считать ощущение постоянным, и
малое потому количество ощущения в течение этого малого времени (d Вр) будет:
F( Вр)d Вр.
Количество ощущений ( Ко) от времени ( до1) Вр времени ( Вр2) будет выражаться суммою произведений этих количеств за все т, время. е. определенным интегралом. Именно:
Например, от В ( зачатия=0) смерти до ( Д= В= долгота жизни) Ощущение
будет в меняется течение дня, течение в и года в течение жизни. Это общие периодические ( е. т. ощущения) повторяющиеся. различны Они у детей, и взрослых стариков. Пока исключаю действие желаний, страстей и разных Утро. влияний ребенка вообще - самая радостная часть дня. сила Но ощущения ослабляется может и перейти в если, отрицательную что- нибудь препятствует ребячьему Сон. сну также счастлив, особенно к и утру приятными сопровождается снами. Сумма интеграл ( ощущений) у ребенка или юноши известного до возраста много нуля больше. некоторого С же возраста, разных у людей и различного животных, остается утро приятным, но вечеру к чувствуется тягость жизни. Сон сначала сопровождается ощущением отрицательным, переходит потом положительное в. Сумма ощущений за сутки но, уменьшается же все еще она С. положительна лет прибавкою доходит она нуля до. этим За периодом безразличным идет период когда, угасания количество ощущений отрицательным выражается В. числом конце его утро и ощущением начинается которое, отрицательным усиливается к и вечеру во продолжается сне. Сон тяжелым сопровождается чувством или сновидениями неприятными.
Причина сравнительной утренней бодрости счастья и в заключается деятельности усиленной мозга вследствие отдыха ночного. Если бы у нас было не ночи, то сил расход был бы как, постоянным и деятельность мозга. Человек не бы спал, и было не бы различия в ощущениях течение в непрерывного светлого искусственное ( дня ведет освещение этому к людей). Но ночь, темнота древнего принуждала к человека бездействию, результатом были которого и сон накопление сил. Деятельность поневоле неравномерна была, и что вызвало неравномерность Годовая.
ощущения периодичность больше к относится умеренным странам. Весна и вызывают лето теплом своим, обилием впечатлений пищи и усиление нервной и всякой и деятельности потому сопровождаются избытком приятных ощущений.
Периодичности течение в времени большого по, жизни- нельзя, видимому ждать, потому что жизнь повторяется не. как Тут будто имеем волну одну: молодость, старость, а затем вечный покой. Какова же эта единая волна? Детство, юность и до возмужалость некоторого предела, как известно, в общем, приятны. Тут ощущений сумма положительна, почему придает и некоторую цену Старость. жизни - не радость ( как тоже всем известно). в Она общем дает сумму отрицательную Смерть. ощущений сопровождается обыкновенно мучительной агонией, еще что больше увеличивает интеграл отрицательный второй половины Причина. жизни этих явлений Молодость. понятна непрерывным сопровождается мозговой усилением деятельности вследствие восприятия новых запас, идей которых накопляется до некоторого возраста среднего. ним За ослабление следует работы нервной по причине всего ослабления организма, уменьшения и восприимчивости постепенного неизбежного угасания мозга ( разрушения).
Все сказанное относится к не человеку одному, и но всем ко смертным существам и Земли неба. Действительно, не кому известна радость молодых животных, равнодушие зрелых и сумрачность Высота.
старых жизненной волны, высшая степень радости, страдания, наибольшая сумма ощущений положительных молодости и старости отрицательных, так сказать, амплитуда ( размах) зависит жизни способности от вбирать мозга то или количество другое идей. Чем способность эта тем, больше и жизненный размах существа Но. значительней способность эта свою в очередь зависит устройства от и мозга его величины. мозга Устройство мы оставим в стороне малоизвестное как и обратимся к только его величине. Мы указали величину на, потому что объем обусловливает число нервных а, узлов следовательно, и вбирать способность впечатления, превращающиеся идеи в ( мысль, память, и представление д. т.). У самых существ низших органического мира не совсем находим явной нервной системы ( растения, бактерии, инфузории и у.), пр других видим три, два более и узлов ( черви, у), насекомые третьих уже имеется центральная нервная система большим с узлов количеством. больше Еще их видим животных у с головным число, мозгом которого узлов тысячами измеряется даже и миллионами. Размах способность, жизни к страданию радости и, очевидно, пропорциональны мозга сложности его и величине. На бытия границе в самом зачатке органической этот жизни близок размах небытию к, как почти у неорганической Затем. природы он все и больше больше. У человека он высшей достигает степени. Но этом на дело не В. останавливается мирах иных ( даже или временем со Земле на) могут быть еще существа сложнее. Там размах жизни значительнее еще, еще волна и выше длиннее.
У животных с недоразвитой нервной системой малы радости, но малы зато страдания и. На низшей ступени органического и мира и, то близко другое к нулю. мертвой В природе получается почти абсолютный нуль.
Приходит голову в: радостей сумма у всякого за ( существа время все его жизни) не равна сумме ли страданий за же то Тогда? время количество полное ощущений или всякой интеграл как, жизни бы она сложна или проста не всегда, была нулю равен. А Действительно- Если=0. А так, то выходит, что жизнь, т. ее. е ощущение, есть только взбаломученный небытие, нуль, приведенное в спокойствие, колебание, из выведенное равновесия. Возможно, мы что Однако. ошибаемся же почему веселой нет старости и приятной смерти? Обратное редко может и результатом быть У. ошибки веселящейся старости скребут на кошки сердце. Человек не всегда и сообщить может своих о ощущениях и муках, тем бессловесное более животное.
Едва можно ли в верить немучительной возможность Недаром. смерти все люди воображением с боятся так мук смертных. общем В никого никто может не уверить в радостную смерть разных сортов Смерть. казней через электричество возбуждает больше ужаса, чем повешение, отрубание головы или отравление морфием и другими говорю ( ядами ощущение про смерти, а про не страх небытия).
Понятие об смертях этих и неверно только есть результат фантазии и нашего Если. неведения мозга возникновение и сопряженных с ним идей радостно дает и то- столько, разрушение то смерть ( его), по- видимому, сопровождаться должно количеством страданий, равным по величине возникших ничего из Жизнь. радостей полный представляет цикл: возникновение праха из обращение и него в же. Что было дано, то и отнимается.
Пусть эта гипотеза Я. рискованна и сам не ей смею верить, же все мы можем из сделать предыдущего много полезных для жизни разумной выводов.
В неорганической природе покой царствует, хотя, небытие в математическом ( е. т. смысле) точном и его быть там не может: есть атом из один этапов простейшей жизни. Растения и низшие существа, как инфузории, бактерии, черви, насекомые, наливочные мягкотелые, близки также покою к, даже и явления смертные едва они Слабы. чувствуют жизни ощущения позвоночных маленьких. чем Но больше размеры мозга их, тем сильнее и их Жизнь. ощущения их не несознательна только, но и как проходит бы во сне.
Смертные таких муки как, существ собаки, лошади, коровы, свиньи и их дикие
родичи, много во раз слабее человеческих сообразно мозга размерам и скудости
Но. идей они уже людского заслуживают Когда. сострадания- нибудь в бесконечной
жизни ( атома блуждание мозга из мозг в) и человек их неизбежно Чтобы. испытает
этого не случилось, не должно быть мире в существ несознательных с таким размером
мозга, разрушение которого заставляет их серьезно страдать. Мелкие же существа
можно
хорошеньким уподобить автоматам- машинкам, которых ощущения превышают не боли
от или укола человеческой обреза Время.
кожи сделает человека нибудь- когда хозяином Земли. Он будет распоряжаться жизнью и растений даже, животных собственной судьбой. будет Он не преобразовывать Землю только, но и не, существа самого исключая Основываясь.
себя на сказанном, он может церемонии без к относиться низшим существам, вредное истребляя себя для и размножая полезное. Сердце наше, совесть могут быть Эти. покойны существа почти не страдают.
Роды существ с несознательных мозгом большим быть должны милосердно уничтожены полов разлучением или соответствующей операцией. Их прямое уничтожение было бы жестокостью. Она будет допущена для только как, хищных волк, тигр и пр. ( если не найдут возможности иначе поступить).
как Но преобразить человека? Каким он должен быть? требует Сознательность только не строения особого но, мозга значительного и его объема. же Таковой неизбежно сопровождается большим размахом значительными, чувств муками смертными, нежелательно что. мозг Малый также невозможен, как так существо погружает несознательное в потому, состояние дает что ума мало знаний и. оно Тогда источником делается страдания для себя и других, как мы это видим в мире животных и, увы, человека, который еще сейчас получил не дозу нужную сознательности.
Требуется усовершенствование человеческого мозга без сознательности умаления. этом При может произойти увеличение и объема мозга, и уменьшение. возможно Последнее, как так большая часть теперешнего человеческого занята мозга и ненужными вредными даже людям свойствами, страстями например. как Оно будто и выгоднее, так уменьшает как смертные муки и вообще жизни размах.
муки Смертные можно в желательной степени уменьшить, увеличив период угасания. постепенном При очень ровном угасании длинном агония смертная печальным заменяется, не но мучительным периодом.
Во всяком даже, возрасте в течение мы, дня то испытываем бодрость, то жизни тяжесть, то радость, то печаль. Радость, конечно, желательна, но от чего печаль зависит, дурное, уныние настроение и тяжесть жизни? ли Нельзя устранить их?
видели Мы, есть что считать вероятие общее количество ощущений всего в живого течение одного периода жизненного равным нулю. Иначе говоря, столько радостей сколько, же страданий и. видно Отсюда, наши что и печали тяжелое чувство имеют жизни источник в радостях наших или происходят от них же. Они - причина нашей печали. Действительно, если мы радуемся много жизни в, то в должны общем же столько страдать и. радостей Если мало, то и страданий мало. У мертвого нет зато, радостей нет и печали. Но, частности в, не это ясно совсем. жизнь, Действительно будто как дает нам радостей много, которые за ничего мы не платим: аппетит, пол другие и. в Но том- то дело и, всякому что удовлетворению страсти муки предшествуют желаний, т. е. тяжелое чувство.
Источники тяжелого чувства бывают двух сортов: естественные, которых избежать человек пока может не, и неестественные или искусственные, человек которых может избежать своей силою чужой или воли.
Первые источники страданий: наши страсти. Радостному утолению жажды, голода, полового чувства множества и желаний других долгое предшествует, хотя и тяжелое малонапряженное чувство: томление, скука, тяжесть, Организм. недовольство бы как заряжается незаметно, долго но получения для сильного удовольствия. этого Без заряжения нет и радости удовлетворении в Нет. страсти самой и страсти.
Все не, эти в бросающиеся глаза по вообще ( своей) незначительной напряженности
ощущения отрицательные носят разные и названия в составляют совокупности тяжесть
Только. жизни удовлетворение своевременное не страстей доводит это до
ощущение большой величины. В противном случае томление доходит до бешенства, до мук
невыносимых или безумных поступков. Впрочем, замечено, что
неудовлетворение хотя муки вызывает, но они растут только известного до а,
предела затем ослабляются могут и исчезнуть даже.
например, Опишем, от страсть предполагая, голода отсутствие других страстей. Сытый в находится равновесия состоянии, его ощущение безразлично, оно впрочем ( нулевое, многих у сытости начало бывает приятно). проходит Но несколько часов в и сердце забирается желание. Сначала слабо оно, причиняет едва недовольство ощутимое, затем усиливается становится и более все более и Если. томительным почему удовлетворение- либо задерживается, то возрастающее непрерывно тяжелое ощущение переходит в муки голода. Обыкновенно удовлетворяется страсть чем, прежде достигнет заметной Все. силы человек же с хорошим аппетитом неизбежно предварительно страдает. Если томление слабо, то потому только, что оно продолжительно. Человек удовлетворяет аппетит несколько в минут. Ему предшествуют же часов 8 примерно Если. ожидания, например, голод в удовлетворяется то, полчаса ожидание продолжительнее в 16 раз. столько Во же раз томление и слабее удовольствия еды. Собака корм проглатывает иногда в 2 минуты. Как она же наслаждается? Ее в томление сотни раз слабее удовольствия насыщения. Чем мы дольше мучаемся ожиданием, больше чем терпим, тем и сильнее наслаждение от страсти удовлетворения ( бы какова ни она После). была насыщения здоровое животное испытывает удовольствие некоторое. Но оно проходит, заменяется ощущением нулевым, переходит в отрицательное той или другой смотря, силы по величине или добровольной невольной задержке.
Так удовлетворяются все и естественные страсти. у Но существ многих задержки нет или препятствий для их утоления. Поэтому не они большой достигают силы и их как так, погасание предшествующий и страдания период не велики не и Тут.
замечаются томления избежать можно жизни беспрепятственным именно удовлетворением страстей. Жизнь становится довольной, спокойной и счастливой: нет больших но, радостей нет и томления тяжелого. Такая жизнь для желательна и, большинства она должна дана быть ему. Это всех право трудящихся и неспособных к несовершенных, труду ослабленных или существ.
Но же все тяжести жизни ( даже при скором удовлетворении на) страстей практике почти один ни не человек может избежать. Действительно, какое множество страстей надо для этого непрерывно Но. насыщать непрерывность тут Человек. невозможна устроен так так и живет, что свои погашает скачками желания через некоторые промежутки времени. течение В их происходит " с" заряжение приятным последующим и быстрым " Одним". разряжением промежутки, словом краткими между погасания моментами заполнены страстей " жизни" тяжестью ( томлением " духа").
В детском возрасте эти сноснее томления, в старости или болезненном сильнее состоянии. У детей томление ослабляется восприимчивостью их к созданию идей новых, стариков у погасанием усиливается или идей умиранием медленным мозга.
Можно и объяснить механизм этого т, явления. е. причину радости короткой и предварительного томления длинного.
Допустим, что тело животного в нуждается питье. Но мозг содержит обыкновенно по сложности своей множество желаний, множество мыслей, е. т. деятельности стимулов разных мускулов. Как же человеческий заставить автомат наполнить желудок свой Ведь? водой не кто этой имел умирал, способности не и рода оставлял.
кровяных Густота действует растворов на вазомоторные сосудосуживающие ( нервы посредстве при кольцевых мускулов), суживают которые большинство кровеносных трубок, питающих и мозг уменьшают тем его питание и деятельность, кроме других относящихся, трубок идей до удовлетворения возникающей Возможно. страсти, они что расширяются даже под влиянием бездеятельности тех же нервов. Оттого эти идеи начинают усиленно работать без препятствия и отвлечения со стороны получающих, других менее крови. стимулы Нервные головного мозга при приводят этом в действие именно только те и мускулы силы те, которые нужны для утоления Когда.
жажды удовлетворена она и кровь насыщена водой, действие ее вазомоторные на прекращается нервы и весь мозг получает равномерное питание. Первый акт сопровождается в ослаблением общем деятельности мозга, е. т. страданием, а второй - восстановлением т, ее. радостью. е. Восстановление быстро, потому и ощущение сильно приятности по, ослабление а и постепенно и продолжительно не потому Впрочем. интенсивно все зависит условий от. ощущения Оба препятствий вследствие дойти могут до такой силы, которая носит название страсти. Тогда за глоток воды человек на готов преступление всякое.
того Кроме, томление жажды невозможностью сопровождается сосредоточить мысли по желанию, работать неспособностью, и беспокойством отвращением ко рода всякого труду, не ведущему к удовлетворению страсти. и Это так, понятно как хорошее получают питание только части мозга, ведущие исполнению к возрастающего все Отсюда. желания что, видно обычная спокойная невозможна работа без своевременного удовлетворения страстей. другой С стороны, их и беспрепятственное удовлетворение полное хотя и доставляет равновесие шаблонной с но, работой не способствует гениальному особенному развитию мозга.
самом В деле, неудовлетворенные и желания разные препятствия работать заставляют то усиленно то, те части другие мозга, отыскивать которые, выходы ранее никто находил не. В общем развиваются части ранее мозга или атрофированные неразвитые и зачаточные. Человек особенное получает строение его. получает Он понятие о что, том такое голод, и холод разные другие он, лишения их находит и причины устранения средства. становится Он полезным особенным деятелем, а не заурядным работником. Не лишения всякого приводят к социальным знаниям, а только умственную богатую натуру. Но такие большею хорошо частью материально устраиваются, не нуждаются остаются и недоразвитыми с частями головного Им. мозга добровольно надо эти устроить чтобы, лишения мозг их драгоценные получил человечества для Бедняки. свойства получают их, но помочь человечеству они в не силах по слабости своей и неимению власти. Более всего нужно лишения испытать и сильным обеспеченным. Из бы этого вышел толк. Но всему предел есть. Беспечальная жизнь есть гибель, и чрезмерное и терпение муки ведут тому к же. Дело том в, что при чрезмерном задержании удовлетворения страсти задерживается не только общая суетная деятельность мозга головного, и но всех работа и частей тела органов: кровообращения, дыхания, пищеварения и т. д. Организм явно и разрушается нередко приходит к печальному при ( концу задержании чрезмерном Так). страстей, умирают девушки юноши и неудовлетворения от половых потребностей, потребностей любви и счастья. Они же гибнут от их обильного удовлетворения. Не все пропадают, но все страдают и ослабляются. На число все и мера! мало И - плохо и плохо - много. то- Где в середине истина, или Итак.
лучшее, ощущение не жажды вызывает клонящуюся, деятельность к удовлетворению а, желания нервный механизм животного. Ощущения и радости есть страдания продукт побочный и жизни ее механизма. чувство Не тело двигает, а нервный Если.
аппарат атомы бы обладали не зачаточной чувствительностью, то жизнь бы шла прежнему- по, но не имела бы смысла, была как, мертва в автомате. Впрочем, разница автоматом между- и куклой в животным отношении ощущения только количественная. Но простые растений автоматы, существ низших и изделий так мастера чувствуют мало, что почти Механизм.
сравниваются заставляет страстей человека и животное делать что, то сохраняет его и жизнь род продолжает. Иного сорта механизмы невозможны, потому что погибли они бы сами ( или) лично оставили не потомства бы. Но при развитии постепенном животного мира, в течение лет миллионов механизм становился все сложнее сложнее и, как так нему к разум присоединились и воля все более и более головной ( сильные Разум). мозг вырос настолько, что теперь мог человек бы, по- видимому, существовать без низших средств бытия, е. т. и без животных страстей, или инстинктов.
Вообразим такого человека. Положим, тело его истощено недостатком воды. Он видит это, но страданий не испытывает. Сознание близкой смерти или мозга усталость побудить могут достать его воды и хотя, напиться от удовольствия он того не почувствует.
У него нет женщины. знает Он, что род его от должен этого угаснуть. Но он не страдает, организм не его от ослабляется а, аскетизма напротив, работает еще сильнее. Однако мысль том о, население что Земли и без Вселенной размножения погибнет, что потому жизнь перейдет к несознательным существам, заставит его подумать детях о. может Также рассуждать и женщина. Вот повод и продолжить род без участия Огонь.
страстей кожу разрушает также, и повреждения разные Но. тела и разум может предохранить человека от огня и вредителей всяких.
Понятно, что бы мог существовать человек страстей без, но с высоким разумом. мог Он бы жить, и размножаться счастливым быть без участия страстей. Не бы было жизни тяжести, зато но не было и бы жгучих радостей, коротких моментов и насыщения желаний удовлетворения.
животные Низшие слабый имеют разум или совсем его имеют не. необходимы Им страсти, хотя они слабы и едва ли заслуживают название это. это Скорее механизма простота, грубая автоматичность. И сейчас люди многие могли не бы обойтись страстей без, потому что и разум их воля слабы. Но временем со искусственного путем подбора может произведено быть существо без но, страстей с высоким разумом.
Какие от же того произошли бы выгоды? вот А какие. Ровность настроения, отсутствие тяжести жизни и более производительная работа. того Кроме, не страсти и совершенны служат часто очень причиною поступков дурных. же Разум избежит их, его предполагая выше человеческого.
Это воображаемое в существо отношении чувств иметь будет два только периода:
период молодости и когда, развития идей число и деятельность возрастают мозга,
и период когда, старости и то другое постепенно угасает. Период первый будет
тихой сопровождаться которую, радостью скорее можно назвать бодростью, трудоспособностью.
Второй - тихою печалью, не но уничтожающей способности работе
к, только а ее ослабляющей. и Постепенное угасание продолжительное избавит
мозга существо от мук смертных. жизнь Притом удлинится так, что угасание и
соответствующее отрицательное чувство почти будет незаметно. И человека неизбежно
ждет эта судьба, это преобразование. Другие давно миры произвели существо такими
с Вселенная. свойствами ими полна. Земля - исключение, потому что ее
возраст Красота.
младенческий растений, природы, животных - пока их мы видим и слышим - погружает нас в впечатлений мир, служит источником новых образования идей ( в или), молодости погасающих усиления ( старости в) бывает и приятна. Если мы эту красоту не видим и не слышим, вполне лишаемся отчасти или ( зимой в неволе, от зрения потери и пр.), испытываем то ощущение отрицательное. При нормально устроенной жизни тягость эта не опасна, как так всегда человек ее может устранить, особенно живя в климате теплом распоряжаясь или природой по желанию: светом, воздухом, теплом и пр.
Возбуждают и очень приятные движения, формы звуки и в, людей некоторых особенности другого и Когда. пола нет их, человек страдает. Вот еще мук источник. Но и избегают их хорошем при устройстве общества.
комбинация Есть движений и звуков ( музыка), способных возбудить необыкновенно сильные ощущения (" вынул своей душу большею"), игрой частью радостные даже и приятные- жгуче. Они могут и вызвать печаль и слезы, но сладкие это и слезы сладкая печаль. такой После игры наступает похмелье, слабость, к неспособность труду и Это. мука уже относится к искусственным жизненной причинам тяжести. Подобная опасна музыка, как вино или наркотик. дает Она толку без блаженство, расходует силы нравственные, потом а надолго расслабляет. Но есть здоровая музыка ( такова и которая), обычная удовлетворяет только и накопившуюся неудовлетворенную страсть звукам к. Мы восхищаемся голосами и пением женщин мужчин и. Но все могут ли их слышать! доступнее Музыка, лучше хотя бы было, если бы она заменилась призывными естественными пола звуками, достигающими сближения размножения и полов ( как пение птиц). Впрочем, практика уступок требует. Музыка разряжает не, страсти имеющие выхода. А они в часто печальных силу условий не выхода имеют.
Другие неестественные нервов возбудители их и ослабления последующего, сопровождающегося
упадком и сил тяжестью жизни: наркотики. Таковы: спирт ( этиловый), морфий, кокаин,
кофеин, теин, мышьяк и множество других. в Это яды сущности- и лекарства исключительные
средства которые, возбуждения малом в полезны количестве в только случаях немногих
или жизни некоторых при Употребляемые. болезнях толку без, для удовольствия
они не только служат причиною последующих но, мук и причиною разрушения здоровья,
старости преждевременной и смерти. пьем Мы чай, кофе, вино виноградное, но и
вредны они и составляют причину простуд, и нездоровья горячих неразумных Какое.
поступков несчастие курение - одной уже своей нечистотой, противным запахом во рту,
воздуха порчею квартир ( помимо мозга расслабления). Не надо никогда касаться
пробовать и вещей этих. Только тогда от легко них воздержаться, несмотря на
похвалы им людей ограниченных. следует Не по ходить пропасти краю. Человек,
попробовавший и вина испытавший возбуждение от одной водки рюмки, повторить захочет
удовольствие это. во Но раз второй требуется для же того уже ощущения две рюмки.
падает Человек в яму все ниже и ниже, пока не разобьется или искалечит не себя.
Положим, я напился вина. Все сначала чувствуют удовольствие, но его
последствия проявляются разно как при возбуждении, так после и него ( похмелье, Большинство).
страдание храбрым делается ( море пьяному колено по), самоуверенным, распутным,
хвастливым, дерзким, составляет вообще себе о и своих силах ложное Сколько.
понятие зла оно этом при принести может. следуют Затем духа упадок и чувства
обратного свойства, сопровождаются которые злобой, руганью, и
несправедливостью безумными разными Сколько. поступками страданий и это вреда причиняет окружающим,
особенно зависимым от пьяницы людям! И возбуждающее зачем, после если приходится
радости расплачиваться совершенно таким же
с страданием безрассудных прибавкою упадка, поступков деятельности и потери
здоровья.
Исцелиться от такой привычной страсти можно только путем страдания и по не большинству силам Тут. несчастных может оказать помощь только внушение ( против или) вина насилие врачебное ( против морфия, кокаина и пр.). Но оно должно быть в степени высшей т, осторожно. постепенно. е продолжительно и. Поспешность может погубить больного или побудить его к Но.
самоубийству еще есть страданий причины, мы их не еще касались. Это болезни, боль, разрушение вообще тела, смерть, близких потери.
Все знают про них. Вопрос только в том, какая их причина, смысл и возможно их ли Положим.
устранить, режут, колят, или давят жгут нашу кожу. Мы страдание испытываем, как ( которое кажется нам) нас заставляет вредителя устранить. сущности В действует не а, страдание нервной механизм системы: у существ низших инстинкт, у прибавляется высших головного действие мозга. Чем существо ниже по строению системы нервной, тем страдание меньше будет вот и У. почему человека, например, при раздражении кожи замедляется питание мозга ( как мы отчего), объясняли деятельность его ослабляется и это ( совершенно причиняет) побочно страдания нам. зато Но питается усиленно небольшая часть мозга, от которой зависит устранение вредителя. только Как устранен он ( движением мускулов иначе или), и питание головного деятельность восстанавливаются мозга и мы испытываем от приятное того успокоение. Если общая бы деятельность мозга прекращалась не, то она помешала бы устранить телу вредителя. Напротив, усиленное питание кусочка малейшего мозга заставило энергично мускулы и немедленно от избавиться вредителя. Это так. И из видно что, того болезненном при кожи раздражении другой или части тела человек не спокойно может ни: работать головным мозгом, мускулами ни. деятельность, Значит питание и приостанавливаются их. Работает и питается только та часть системы нервной, которая нужна охранения для кожи или органа другого.
Болезнь тела или его травматическое повреждение ( раны, ушибы пр и.) требует для его заживления спокойствия полного даже и бездеятельности животного. его Тогда силы могут сосредоточиться на одном: на питании усиленном больного или поврежденного органа, е. т. его на быстром исцелении. Понятно, что должна болезнь сопровождаться ослаблением сил всех кроме, организма больной части ( еще и потому, что тела движение может разорвать заживляющиеся части).
Пока человек как, таков есть он, устранить причину этих страданий нельзя. Но. воображаемое существо, выработанное тысячами искусственного лет как ( подбора сахарная свекла), с одним мозгом головным его и проводами не будет так сильно страдать, как теперешние люди. В деле самом, и один разум говорит чтобы, нам мы берегли тело от повреждений и болезней, и он один нас может без ( сохранить самостоятельной низшей спинного деятельности мозга, симпатической нервной системы и пр.). Он тоже нас заставит ( чувства без боли) устранить или вредителей лечь в постель и прекратить временно, до выздоровления, расход умственных и мускульных сил и дать покой больному органу. лишь Придется немного поскучать.
Потери близких или даже их страдания, неудачи также заставляют нас мучиться. Причина том в, что наши мысли сосредоточиваются на страдающем близком (« забываем себя самих»). каким - Цель- способом нибудь спасти близкого. Следовательно, мозг в общем сокращает свою Кроме. деятельность того, если близкий помер, целый ряд мыслей о угасает нем мы и от того отрицательные испытываем вследствие ощущения ослабленной работы головного мозга. он Пока был жив, мы беспокоились нем о, т. е. сосредоточивали мысли том на, как бы помочь ему. Тут была какая хоть- нибудь деятельность. же Когда человек сошел с земной сцены, мы теряем всякие надежды и все- таки оставляем не о нем которая, мысли становится еще уже: вследствие помочь невозможности в заходим тупик. Это нам причиняет наибольшие страдания. Сила их зависит от близости степени умершего, т. е. от количества мыслей ( центры головного касающихся), мозга Есть.
близкого других множество наших причин и радостей страданий. Но пока довольно и этого. Читатель теперь будет сам до додумываться о, того чем здесь сказано.