эзотерики Библиотека БЭМ ( Малышева).
Г. Н. Дульнев
РОЛЬ СИНЕРГЕТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО Состояние ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1. МЫШЛЕНИЯ, науки на века XXI пороге.
науки Успехи конце в XX в, привели к миру, котором в наивысшим триумфом считается
атомная космическая, энергетика и ракетная кибернетика, техника, компьютеры, лазер,
чудеса современной и химии И... бактериологии в тоже этот время мир для человека
обернулся кошмаром, т. к. он разодран на политикой части идеологией и, живёт
под угрозой экологического Человек. кризиса этом в это - мире то- какая биологическая
машина, приводимая в инстинктивными движение звериной интересами природы. Подчёркивается
эгоистичность, индивидуализм, выживание, конкурентность наиболее приспособленных.
этом В нет мире подлинного признания высших ценностей духовной пробуждённости,
любви чувства, стремления к справедливости, эстетической Потеряна. потребности
гармония человека природы и, которая присутствовала в опыте древних цивилизаций.
Так примерно итоги охарактеризовал цивилизации нашей американский психолог Гроф. С
своей в книге (1).
2. Наука и религия, конфликт их синтез и.
древности В представление о человеке было более здоровым и более возвышенным,
чем наше. Мы раздробили воспитание тела, ума и души. Наши естественные науки
достигли большой высоты и в же то совершенно время человеческую утратили душу
и воздействие её на окружающее. Религия перестала требованиям удовлетворять
разума; медицина не хочет ни знать душе о, ни о человека духе. мир Древний допускал
не, эти чтобы понятия разделялись. всех Во областях им тройная принималась
природа человека ум, тело, душа.
Человеку свойственно задавать вопросы как?, почему?, зачем?. За первый ответственна
вопрос и, наука он поддаётся изучению, второй прерогатива веры. науки
Метод её, эксперимент регистрировать задача факты новые и строить позволяющие, модели
эти объяснить факты.
Метод основан религии откровении на, проистекающем непосредственно из Высшего
или сознания более от высоких Сущностей. Основные догмы должны религии восприниматься
на веру. В недрах религиозных учений разрабатывались очень две проблемы важные:
кодекс моральный эзотерические и знания.
Возможно отдельно рассмотреть философию и. наука Если на базируется фактах
опытных, философия то с оперирует понятиями. Метод философии размышление, анализ,
логика синтез и. Этот подход характерен и науки для, естественно поэтому, что
в философии недрах зарождались многие и науки теория сама Искусство.
познания с связано эмоциональной сферой, дополняет другие познания пути ближе и
методологии по к религии. В искусстве роль громадную играет эмоциональное позволяющее,
начало проникнуть в неизвестное, когда бессознательно исследователь бесконечное
охватывает фактов множество угадывает и решение правильное (2).
Можно привести примеров много в использования науке постулатов, основанных на
или, вере озарения внезапного решении при либо- какой задачи. Иными методы,
словами и религии взаимно науки проникают друг в друга.
Приведённый анализ используемых, методов построении в мира картины показывает,
что решение этой задачи можно при получить подходе комбинированном, методы
используя религии, науки и искусства.
Картина мира миропонимание или в включает представление себя человеческой о
месте, природе человека во Вселенной и его смысле Именно. существования одна
поэтому наука не состоянии в быть единственным и даже главным источником построении при
мира картины. В познавании мира важен подход гармоничный, был который утерян
при европейской развитии науки в XVII-XX веках.
В конце XIX века философ французский Э. Шюре утерю отмечал гармонии этой так и
охарактеризовал конфликт науки и религии: Но с тех
пор как церковь, неспособная свои защитить основные догматы от возражений науки,
заперлась них в словно в темнице без окон, противопоставляя разуму веру...,
с тех как пор наука, опьянённая своими открытиями в мире с..., физическом тех
пор как философия, сбитая с толку и застрявшая бессильно наукой между и религией
глубокий разлад появился в общества душе и в отдельных душе людей...
Религия отвечает на сердца запросы, отсюда её мистическая
сила, на наука запросы ума, отсюда её непревзойдённая мощь. прошло Но много уже
с времени тех пор, как эти две силы понимать перестали друг друга.
Религия без и доказательства без наука стоят надежды друг против недоверчиво, друга
и враждебно, победить бессильные другую одна (3).
К концу XX это века практически положение изменилось не, на но пороге XXI века
многим людям разных профессий, том в и числе ясно учёным, что синтез науки,
религии, искусства неизбежен.
3. наука - Синергетика универсальном об эволюционизме.
В нового формировании мышления в XXI веке большую роль должна синергетика сыграть.
При создании картины мира возникает необходимость опираться на дисциплины научные
характера интегрального. должны Последние охватывать объекты субъекты и косного
( физического), биологического ( живого) миров и В. социума годах восьмидесятых
века нашего возникла такая наука, которая получила название что,
синергетика в переводе с греческого означает совместное действие кооперативное.
наука Эта интегрирующий носит объединяя, характер общими законами разные области
физику: наук, биологию, химию, социальные, психологию астрономию, науки, и
философию т. д. В частности, синергетика впервые сформулировала универсальные эволюции
законы, справедливые как физического для ( так), косного и для живого
( биологического) и миров Синергетику.
социума определить можно разному по, например:
- наука самоорганизации о физических, биологических
и социальных систем;
- наука неустойчивых о предшествующих, состояниях и катастрофе их дальнейшей
теория ( эволюции катастроф);
- наука универсальных об законах эволюции Рассмотрим.
Природы, смотрела как века XIX наука и первой половины XX века на эти Косный.
проблемы мир эволюционировал согласно второму началу термодинамики, е. т. его развитие
сопровождалось ростом что, энтропии к приводило всех выравниванию градиентов
в Природе. Иными словами, выравнивались температуры, давления, и энергии д. т.,
косный и мир необратимо к следовал состоянию равновесия, серому к, однородному
хаосу.
Опыт показывает, развитие что мира живого прямо подчиняется противоположным
законам, именно а: может энтропия падать, что к приводит порядка росту, форм
разнообразия, обогащению непрерывному мира живого. чем, Всё живой отличается мир от
серого, однородного возникло хаоса существует и из- за падения, оттока энтропии
в среду окружающую или отрицательной энтропии. Ею всё питается живое и созданное всё
а, жизнью значит наука и искусство (4). неясность Большая во существует на
взглядах эволюцию социума, которой диапазон слишком велик: фатальной от гибели социума
его до совершенства и слияния с сущностью божественной. предположить Естественно,
в что единой Природе соблюдаться должны законы единые эволюции. Синергетика
пытается сформулировать законы эти. Ниже будет тезисной в сформулирована форме
картина мира, на основанная синергетики принципах.
4. Эмпирические обобщения.
В Академиком. И. Вернадским введён был эмпирическое " термин обобщение"
( ЭО). термином Этим называть принято некоторое утверждение, противоречащее не
нашему опыту (5). основе В как, синергетики академик заметил Н. Н. лежит, Моисеев
некоторое количество эмпирических обобщений, перечислим основные них из (6).
ЭО-1: Вселенная
представляет собой единую саморазвивающуюся систему. Это позволяет утверждение
все интерпретировать процессы развития качестве в единого составляющих эволюционного
мирового процесса Суперсистемы " Вселенная."
ЭО-2: В процессах Вселенной развития случайные присутствуют факторы и протекают
процессы условиях в уровня некоторого неопределённости. Стохастичность все
пронизывает этажи организации мира. Приходится отсутствие постулировать протекающих
тождественно процессов. Лишь похожесть, близость, но не тождественность.
Во Вселенной существует настоящее, наследственность
будущее и от зависят прошлого, но не определяются ЭО.
им-4: мире В законы властвуют, являющиеся принципами
Они. отбора выделяют из возможных виртуальных некоторое состояний множество
допустимых.
обобщения Эмпирические ЭО-2, ЭО- З и по-4 ЭО существу
совпадают дарвиновской с триадой: изменчивость, наследственность, отбор. позволяет
Это использовать термин в эволюционизм синергетике.
ЭО-5: Принципы отбора существование допускают бифуркационных состояний, в которых
невозможно предсказать дальнейшей путь т, эволюции. новое. к русло эволюционного
в развития степени значительной неконтролируемыми определятся в факторами бифуркации
точке.
эволюция Дарвиновская плавное предполагает, почти предсказуемое развитие
процесса; взгляд новый эволюцию на косном в, и живом мирах социальном отличается
от учётом дарвинского неопределённости, стохастики, механизмов бифуркационных.
постулаты Приведённые пригодны для любых описания протекающих, процессов на
всех уровнях организации материи.
Человек есть часть единой системы, для и также него действуют представленные
эмпирические обобщения. Наблюдатель субъективно воспринимает мир, и в мира
картине, которую он рисует, неизбежно неопределённость присутствует элемент и Человек.
субъективности мир изучает не извне, изнутри а, т. е. его представление мире о представлением
является части о структуре целого. отсюда Именно возникают сложности в
функционировании сознания общественного.
рассмотренных Из эмпирических выше обобщений следует ряд важных Из. следствий
мира стохастичности 00-5) необратимость следует и эволюции времени, т. вероятность. е
какого повторения- либо прошлого равна состояния Далее.
нулю стохастика и бифуркация приводят в процессе эволюции к непрерывному
росту разнообразия и форм сложности. что, Кажется Природа даёт возможность проявиться
каким- то формам новым организации.
В процессе самоорганизации непрерывно происходит разрушение тех или иных структур
существующих, материал дающих для возникновения Происходит. новых менее замещение
более стабильных стабильными структурами, более приспособленными данной к конкретной
обстановке. новых Закрепление форм организации вследствие происходит их конкуренции,
т. е. отбора по различных множеству критериев. В состоит
этом тот универсальный механизм рынка, который реализуется в обществе.
Общий эволюционный как процесс самоорганизации процесс, на несмотря
его стихийность, определённой обладает направленностью: идёт рост
разнообразных сложности, форм структур. Это сохраняет утверждение силу
для любых объектов мира и том в для числе развития общественного.
5. линейный Мир и нелинейный.
результаты Основные европейской в были науке для получены систем, находящихся
условиях в, к близких Такие. равновесию системы однозначно реагируют на возмущения
сильные, к возвратясь состоянию равновесия. Частицы в системах таких взаимодействуют
на близких расстояниях никак и связаны не удалёнными с частицами. Становление
развитие и аппарата математического было приспособлено обслуживания для систем,
эволюция которых происходит довольно спокойно.
Мы живём мире в неустойчивости и необратимости, в мире эволюции и катастроф,
развитие где и разрушение рядом идут.
Но если систему такую удалить сильно от состояния равновесия, при обмене её
окружающей с энергией средой, и веществом информацией ( открытая положение), система
кардинально меняется приходим мы иной в мир. Там неустойчивость господствует,
флуктуации малейшие гасятся не, начинают а расти, образуя структуры новые, возможна
перестройка всей системы и её т, поведения. сценарии. е становятся, эволюции
неоднозначными. В системах таких согласования возможны, частицы когда бы как
связь устанавливают с друг на другом больших расстояниях, превышающих значительно
влияние межмолекулярных взаимодействий.
Такое согласованное кооперативное можно поведение встретить в системах, образованных
молекул из, нейронов, клеток, социальных групп т и. Это. д приводит к высокоупорядоченных
образованию структур из зародышей, находящихся в хаотическом состоянии.
Исследование эволюции процессов, к приводящих состоянию такому, проводится в
синергетике.
Остановимся на термине система, в можно который разный вложить Приведём. смысл
определение его, выдающимся данное русским физиологом
П. К. системой: Анохиным можно назвать только такой компонентов... комплекс, у
которых действие взаимное и взаимоотношение характер принимают взаимосодействия
компонентов получение на... полезного результата. словами Иными, в этом заложено
определении синергетичности свойство Остановимся. элементов некоторых на весьма
впечатляющих выводах и утверждениях синергетики.
большинстве В наук все окружающего влияния мира нас разделять принято на детерминированные
и случайные Это. процессы встретить можно в и классической такой как науке механика,
и таких в современных как радиотехника, кибернетика, информатика. При выдвигалось этом
обоснование такое: характер стохастический объясняется
процессов огромным числом элементов системы и их многочисленными степенями
многомерностью ( свободы). Однако оказалось, даже что поведение одной
частицы, описываемой законами механики может, Ньютона оказаться неопределённым.
было Недавно что, показано весьма простые системы детерминированные размерности низкой
( п=3) принудительно иметь могут существенно случайные движения стохастические
без каких- либо внешних влияний. Это явилось сенсацией в научном и мире меняет
существенно на взгляд в эволюцию Природе.
В есть синергетике много очень проблем нерешенных, находится она в состоянии
интенсивного развития. Главный вывод в синергетики что, том единство мира и
требует науки единства, не объединения только различных естествознания ветвей, но
и гуманитарной сферы. В современном естествознании происходят интенсивные процессы
гуманизации, многие специалисты- естественники более всё обществоведением занимаются,
возможно что приведёт к новой появлению парадигмы. Но и в гуманитарных науках
всё более логика принимается наук естественных. Появление синергетики и её характер
синтезирующий, многие объединяющий знаний отрасли, как бы предвиден в Агни Йоге:
школах В быть должен предмет введён науки синтез. Из него усмотрят учащиеся,
как тесно связаны многие познания отрасли... поймут Они, что каждый учёный соприкасается
с целым рядом научных По (7). областей- в, видимому XXI возникнет веке мета
новая- объединяющая, наука гуманитарные и знания естествонаучные. Наука о сохранении
цивилизации на людей наука, Планете о развитии и Человека сохранении всего Литература.
живого:
1. С. Гроф, пределами За мозга, изд. Трансперсонального института, 1993, 497
А.
2. с. С. Вуль, эниологии основы, Пространство. 1: гл- М, время.: РИО газеты с,
1993,47 позиция.
3. Шюре. Э, посвященные Великие. Второе издание, М.: Книга- с, 1990, 490
Принтшоп.
4. В. М. Волькенштейн, Энтропия информация и, М.: Наука, 1986, 191 с.
5. В. И. Вернадский, Размышления натуралиста: Научная мысль как планетарное явление,
М.: Кн, 1977, Наука. 2, 191 с.
6. Н. Н. Моисеев, рационализм Современный, М.: МГВП с, 1995, 376 КОКС.
7. Йога Агни, М, Братство.: духовный Русский с, 1992, 331 центр.
Н. Г. Дульнев засл. науки деятель техники и РФ, Академик доктор, РАЕН наук
технических, С профессор.- Государственного Петербургского Института Точной Механики
и Оптики ( технический По).
( университет журнала материалам " Огненный" 3/97).