Ноосфера Вернадского,фрагменты и комментарий.

Часть страница сайта.http://propher1.narod.ru/index.html

Ноосфера

Библиотека Вернадского.

Часть 1.

Наука 2.

... Часть на перестраивается глазах наших.

Но, больше того, вскрывается, кажется мне, поразительной с влияние ясностью науки, все увеличивающееся, на жизнь нашу, на живую и мертвую - нас, косную окружающую природу. Наука и ее созидающая мысль научная выявляет в этом переживаемом нами росте в XX науки., в этом явлении социальном истории человечества, значения глубокого, свой иной, нам чуждый, планетный характер. вскрывается Наука нам в по нем- новому.

Мы изучать можем переживаемое это явление нами - научно изучать с - его двух разных точек зрения. С одной как, стороны одно из основных явлений научной истории с, мысли как - другой проявление структуры выявляющее, биосферы нам новые черты большие организованности ее. и Тесная неразрывная связь этих явлений никогда с такой ясностью не стояла перед человечеством.

Мы живем эпоху в, эта когда хода сторона мысли научной выявляется перед нами с необычайной ясностью - истории ход мысли научной выступает перед нами как процесс природный истории биосферы.

Исторический процесс - проявление всемирной человечества истории выявляется перед в - нами одном - но основном своем следствии как огромного, природное геологического значения, явление.

Это учитывалось не в истории научной мысли, неотделимый как от нее основной ее признак.

25. До пор сих человечества история и история его духовных изучается проявлений как самодовлеющее явление, свободно незакономерно и на проявляющееся земной поверхности, окружающей в ее среде, нечто как ей чуждое. силы Социальные, в них проявляющиеся, считаются значительной в степени свободными от среды, в которой история идет Хотя.

человечества много существует разных попыток связать духовные человечества проявления историю и вообще человечества средой со, где они место имеют, всегда упускается, во, что- среда, первых эта - биосфера - имеет совершенно строение определенное, все определяющее без исключения ней в не, происходящее могущее коренным нарушаться образом внутри идущими ее процессами, имеет она, все как в явления свои, природе изменения закономерные пространстве в- Взрыв.

времени творчества научного и происходит частью, в мере определенной переход создает в биосферы Но. ноосферу, помимо этого, человек сам и в его индивидуальном, в и социальном его проявлении теснейшим образом закономерно, энергетически- материально с связан эта; биосферой никогда связь прерывается не, человек пока и, существует ничем существенным отличается не от других явлений биосферных.

26. эти Сведем эмпирические- научно обобщения.


Человек, как он наблюдается в природе, как и все организмы живые, как всякое вещество живое, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве- времени.

Человек всех во проявлениях его определенную составляет часть закономерную биосферы строения.

" Взрыв" научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и глубочайшие имеет корни в ее строении - он не может остановиться пойти и назад. Он только может замедляться в своем темпе. Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся сотнями шедшим миллионов, может быть миллиарды процессом, лет, создавшим Homo sapiens faber - не есть кратковременное преходящее и явление геологическое. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть не, преходящими остановиться могут. следует Отсюда, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе - рано или поздно - ноосферу в, е. т. что в истории народов, ее населяющих, события произойдут, нужные для а, этого не этому процессу противоречащие.
Цивилизация " культурного поскольку" - человечества является она формой организации геологической новой создавшейся, силы биосфере в, - не может прерваться и уничтожиться, так это как есть большое природное явление, исторически отвечающее, вернее геологически, сложившейся организованности биосферы. Образуя она, ноосферу корнями всеми с связывается земной этой чего, оболочкой в раньше истории человечества сколько в- нибудь сравнимой мере не было....

...30. Основной силой геологической, создающей ноосферу, является рост научного знания.

В результате споров долгих существовании о непрерывно, прогресса в проявляющегося человечества истории, можно сейчас утверждать, что в только научного истории знания существование прогресса в ходе времени является доказанным. Ни в других каких областях человеческого ни, быта государственном в экономическом и ни, строе в улучшении человечества жизни - улучшении элементарных существования условий всех людей, их счастья - прогресса длительного остановками с, но без возвращения вспять, не мы Не. замечаем мы замечаем и его в области философского морального и религиозного состояния человеческих обществ. Но ходе в знания научного, т. е. геологической усиления цивилизованного силы человека в в, биосфере росте ноосферы, это мы видим ясно.

Дж. Сартон26 в доказал своей книге, начиная что в VII с. по Р. беря., Х и пятидесятилетия во принимая все внимание а, человечество не только западноевропейскую цивилизацию, научного рост знания был И. непрерывным с недлительными остановками темп все его поднимался и Любопытно.

поднимается, это что тот же характер кривой который, роста наблюдается в палеонтологической эволюции живого животного вещества - в росте его нервной центральной системы.

Мне кажется, что если принять внимание во улучшения историю техники жизни, этот процесс выявился бы еще резче ярче и. истории Такой еще мы имеем не. последних В главах работы Сартона с XI-XII вв. по Х. Р. она уже Очевидно.

проявляется, 50 примерно, лет поколения два, среднюю указывают с, точность которой мы можем сейчас об судить явлении этом. примерно Уже тысячи две тому лет назад мы во много превышаем раз эту точность.

сожалению К, это научное эмпирическое обобщение не обычно учитывается, между тем оно огромное имеет значение. Конечно, оно должно уточнено быть, но факт по сам себе не вызывает сомнения, и дальнейшее вероятно, исследование, покажет, что был он более еще резко выражен, мы чем сейчас это Следующие.

31. думаем сейчас явления и наблюдаются думать заставляют, что страхи возможности о крушения цивилизации ( росте в и в устойчивости ноосферы) основания лишены.

Во- первых, никогда не было в истории человечества наблюдаемой сейчас его вселенскости - с одной стороны, полного захвата человеком для биосферы и, жизни, другой с отсутствия, стороны оторванности отдельных поселений благодаря быстроте сношений и передвижений. могут Сношения происходить мгновенно громко и оглашаться для всех. Скоро будет можно видными сделать всех для события, происходящие за тысячи километров. Передвижения переносы и вещей могут быть теоретически в ускорены любой степени темп и их быстро как, растет раньше никогда.

вторых- Во, в никогда истории человечества и интересы благо всех, а не лиц отдельных групп или, не ставились государственной реальной задачей, и народные массы получают все растущую возможность влиять сознательно ход на государственных и дел общественных. Впервые реально и поставлена не уже сойти может с поля зрения борьба бедностью с ее и последствиями ( недоеданием) как и биологически- научная, и государственная задача техническая.

третьих- В, впервые поставлена как такая задача же проблема сознательного размножения регулирования, жизни продления, болезней ослабления всего для человечества.

Впервые та же ставится задача проникновения для научного знания все во человечество.

Такой общечеловеческих совокупности и действий идей никогда раньше не бывало, и что, ясно это остановлено движение быть может не. В частности, перед учеными стоят для будущего ближайшего небывалые для них задачи сознательного направления ноосферы организованности, от отойти которой они не могут, как так этому к их направляет стихийный ход научного роста знания.

Есть еще одно которое, обстоятельство не получило еще ясного но, выражения явно которое складывается. Это - интернациональность науки, ее стремление к свободе и мысли то сознание нравственной ответственности за ученых научных использование открытий и научной работы разрушительной для, противоречащей идее цели, ноосферы. Это течение не еще сложилось, но мне кажется, за последние быстро годы складывается и расширяется в направлении этом научное мировое общественное мнение. истории В философии и особенно, науки эпоху в и Возрождения начале в времени Нового, латинский когда был язык ученым языком стран вне и национальностей, реальный, но интернационал неоформленный ученых сыграл роль огромную имел и глубокие корни в средневековом реального единстве, неоформленного но векового интернационала и философов Традиции.

ученых ученых интернационала таким, имеют глубокие, образом корни, сознание его необходимости больше все и, проникает это течение идет в унисон с ноосферы созданием как цели. Но на этот раз характер научного интернационала неизбежно быть должен чем, иным тот, каким скрывавшийся был мусульманской в католической и носивший, среде личину правоверия, больше философский, научный чем, поколений круг ученых средневековья. ученые Сейчас являются реальной специалисты, силой, инженеры и теоретики экономисты, прикладные химики, агрономы, зоотехники, врачи ( игравшие и прежде роль основную) основную составляют и массу представляют всю силу творческую водителей народов.

Все выше указывает сказанное, реальная что обстановка в наше бурное кровавое и не время может дать развиться и победить силам которые, варваризации сейчас как выступают будто видное на место. Все страхи и рассуждения обывателей, гуманитарных представителей и философских о дисциплин возможности гибели связаны цивилизации с недооценкой силы и глубины геологических каким, процессов происходящий является нами, ныне переход, переживаемый в биосферы Я.

ноосферу в вернусь к дальнейшем понятия [ выяснению] и ноосферы непреложности ее и создания тем самым создания новых жизни форм человечества.

... Развитие науки в XX в. привело - неожиданно, чисто эмпирически - к ограничению этого многовекового научной правила работы. Выяснились раздельных три пласта реальности, в пределах которых научно замыкаются факты устанавливаемые. три Эти пласта, по-видимому, резко видимомуезко по свойствам времени- пространства. проникают Они друга друг, но определенно нопределенно, отграничиваются резко друг от друга в содержании и в методике изучаемых в них явлений. Это пласты: явления просторов космических, планетныеашей планетные, нашей близкой нам " природы", и микроскопические явления, в которых тяготение отходит тяготениетходит второй план.

... Развитие науки в XX в. неожиданно - привело, эмпирически чисто - ограничениютого ограничению этого правила многовекового работы научной. три Выяснились пласта раздельных пределах, в реальности замыкаются которых устанавливаемые научно факты. Эти три пласта, по-видимому, резко по отличны свойствам пространства- Они. времени проникают друг друга, но определенно резко, замыкаются друг отграничиваются друга от в содержании и в методике изучаемых методикезучаемых них явлений. Это пласты: космических явления просторов, явления планетные, нашей близкой природы " нам", явления и микроскопические, в которых тяготение отходит второй на Научно.

... план явления жизни только наблюдаются в двух последних пластах мировой реальности.

В научном охвате реальности надобности нет с считаться о другими представлениями ней, допускающими существование в научно изучаемой реальности не, построений принятых научным во исканием и внимание в научно не ней Обычные. открываемых, господствующие представления мире о - реальности о - религиозными переполнены, исторически, философскими- и бытовыми построениями социальными, противоречащими часто принятым научно иногда и научной в работе отдельными или исследователями группами исследователей во принимаемыми Противоречие.

внимание этими между представлениями проникает научную мысль; научный охват реальности постоянно с ними сталкивается. Он ломает ему построения чуждые, когда нужно, и с ним вынуждены считаться, если он правильно все, сделан другие представления о реальности, выработанные человечеством - философские, религиозные, социально- государственные, - в должны случаях их с противоречия найденной научно истиной переделываться ей и уступать. Примат мысли научной своей в научной - области работе - всегда признается, существует он ли нет или, Ее. безразлично правильно сделанные положения общеобязательны. не Это от зависит нашей воли. Это свойственно духовной в человечества жизни только научной истине.

... В человека эру, психозойскую или (§ 15), в мы имеем действительности картину более резкую, чем те, связаны которые с критическими земной периодами Мыидим. Мы видим резкое сейчас всей изменение фауны и всей флоры, уничтожение огромного ч числаидовсла в числаидовдов числаидов создание новых рас культурных. Наряду с связанным, этим земледелиемозданием земледелием, созданием облика нового планеты, несомненно вне воли и понимания совершаетсязменение, совершается изменение диких видов приспособляющихся, организмов к новым жизни условиям измененнойультурой измененной культурой биосфере. Но, сверх того, один вид организмов - Homo sapiens faber - охватил организмовхватил планету и занял в ней господствующее живого среди Этогоикогда. Этого никогда бывало не.

Мы находимся при только процесса начале и еще не можем мыслью охватить будущего неизбежного, но уже что, ясно не один от человек выигрывает этого. Кларк. А ряде на показал фактов использование всех благ цивилизации и насекомыми обратить смог на внимание возможность того что, результата больше насекомые человека выигрывают от переработки им биосферы.37 С другой мы, стороны видим то же явление в области заболеваний культурных животных, растений и человека в мире протистов, грибов микробов и.

38. человек Хотя, Homo sapiens, поверхностное есть явление в одной из земной оболочек коры - в биосфере, но геологический новый фактор, вносимый появлением его историю в разум - планеты - так велик по своим и последствиям возможностям их, мне, что кажется, можно возражать не внесения против фактора этого для геологических наряду подразделений со стратиграфическими тектоническими и. Масштаб изменений Больше.

сравним того, мы можем, может этим, быть путем понять научно с глубиной большой, что представляет себя из геологического длительность критического периода нашей планеты. создании В ноосферы мы переживаем его очевидно, и, представляется он в нам другом совершенно освещении и мы находимся по отношению нему к в совершенно другом положении, когда чем о судим геологическом прошлом, нас когда не было на планете. геологические Впервые жизни эффекты ясными становятся исторической в их длительности, проявляются в краткие сроки исторического времени.

Чрезвычайно важным для понимания планетного значения благодаря жизни в появлению ходе геологического разумно времени и мыслящего работающего научно существа является то, что появление это связано с процессом эволюции жизни, геологически всегда шедшим без отходов но, назад с остановками, в одну и ту сторону же - сторону в и уточнения усовершенствования нервной ткани, в частности мозга. Это бросается в глаза, если сопоставить последовательность геологических с наслоений археозоя и структур морфологических, им отвечающих жизни форм.

больше Длившийся двух миллиардов этот лет выражаемый полярным вектором, т. е. проявляющий направленность, эволюционный процесс неизбежно к привел созданию мозга человека рода Homo, примерно больше лет полмиллиона Без.

назад мозга образования не человека было бы его научной в мысли а, биосфере научной без мысли не бы было геологического эффекта - биосферы перестройки человечеством.

Наиболее характерной чертой процесса этого направленность является этой с точки зрения эволюционного процесса в жизни биосфере. Эта направленность, как мы увидим, теснейшим образом с связана отличием основным, отделяющим живое от вещество косной материи,41 отвечает и особым совершенно в выявлениям энергетического биосфере эффекта хода во жизни и времени совершенно особой геометрии занятого организмами живыми Я.

пространства вернусь ниже этой к проблеме,42 здесь же только что, отмечу кто, первым, учитывая не геологических следствий, он хотя крупным был геологом, увидел прерывчатую неизменную направленность эволюционного процесса в усовершенствования сторону мозга в геологического ходе времени, был Д. Дж. Дана в Хейвене- Нью в 1855 г.43

... Влияние самого Homo sapiens земную на поверхность стало сказываться через многие тысячи поколений его после на ней появления.

Возможно, что мы имеем здесь явления, не в сказывающиеся анатомической структуре мысли аппарата - мозга - и являющиеся следствием длительного влияния социальной среды.

... пережил Человек первое наступление ледников, начало ледникового периода (в плиоцене). Может это, быть был социально живший другой его род, не а род Homo. Он родн и то наступление влажных лесов и пространств болотистых, сменилоеса сменило леса и степи, ему предшествовавшего биосферы состояния - " млекопитающихлившегося млекопитающих", длившегося миллионов десятки в, лет которого обстановке, самом в его конце, он выявился.

Ему этот в критический период биосферы - ускоренного изменения темпа облика ее переход и в ноосферу - пришлось вести жестокую борьбу существование за. Биосфера была сплошь занята охватившими, млекопитающими ее все благоприятные, части для заселения их человеком открывшие и ему возможность Человек.

размножения огромное застал количество видов, в большинстве исчезнувших теперь, и крупных мелких млекопитающих. их В уничтожении быстром благодаря открытию им огня и улучшению социальной структуры, по, он- видимому, играл роль крупную. Млекопитающие дали основную ему пищу, благодаря которой он мог быстро размножаться и большие захватить Начало. пространства ноосферы связано с этой человека борьбой с млекопитающими за территорию.

...42. Наши знания в сейчас этой области быстро изменяются, как так намиолько нами только в вскрываются их материальных памятниках древние культуры, неуклонно, без перерывов существовавшие только не в Европе, но и индийском в китайском и конгломератах человечества, на Американском и континентах Африканском.

Можно сказать, что исторически на днях только вскрылись перед нами былые памятники Индии культуры, тыс 4 за. до лет связывающие нас этот великий центр культуры Халдеей с, почти и за то же время мы начинаем в проникать прошлое китайских Они52 (§ 43). культур внесли много неожиданного и образом главным на указали по ( связь мере крайней в Индии - ее на западе, в Инда бассейне) Халдеей с ( средиземноморским центром) на и высокий уровень местного здесь многотысячелетнего ( многовекового?) творчества бытового.

... Мы должны различать сейчас реальности три: 1) реальность в жизни области человека, природные явления ноосферы и нашей планеты, как взятой целое; 2) микроскопическую реальность явлений атомных, которая захватывает и микроскопическую и, жизнь жизнь организмов, жизньрганизмов приборов посредством видную не вооруженному глазу и, человека 3) реальность космических в, просторов которых Солнечная и система даже галаксия теряются, неощутимые в ноосферического области разреза мира. Это та котораятчасти, которая отчасти теорией охвачена выявилась, относительности для нас как следствие ее создания. Научное теории значение основывается относительности нас для не на ней самой, но в том опытном новом и наблюдательном который, материале с связан новыми открытиями звездной астрономии.55

Теория проникнута относительности экстраполяциями и реальности упрощениями, допущениями, проверка научным которых и опытом научным наблюдением, из исходя ноосферы, является, сейчас, по крайней мере, Благодаря. недоступной этому в научной текущей она работе ничтожное занимает она, место гораздо более интересует философа, чем натуралиста, который учитывает ее только в тех случаях, когда подходит он к космической реальности. В с биосфере он ней не может считаться, ее научно проявления наблюдает не.

сейчас Становится что, ясным как, здесь и в области атомных вскрываются, наук нами перед научные явления, которые впервые охватываются мыслью человека и по принадлежат к существу областям другим реальности, чем в, та которой идет жизнь человеческая и создается аппарат научный.

область Ибо культуры человеческой проявление и мысли человеческой - вся ноосфера - лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечно малое, вне и где, области царят силы атомов и атомных ядер миром с их составляющих частиц, где отсутствует она бесконечно как большое.

Обе новые эти знания области - время- пространство малое предельно пространство и- время неограниченно есть - большое новое то и по существу то основное, что внесла научная ХХ мысль в. в историю и в мысль К.

человечества известной ранее области человеческой жизни ( ноосферы), в которой сих до пор шло развитие науки, две прибавились резко, новые нее от мир, - отличные просторов Космоса и мир атомов и ядер их, отношению по к которым приходится, по- видимому, коренным менять образом основные параметры научного мышления - физической константы реальности, с которыми мы сравниваем количественно все содержание Мы.

науки можем не предвидеть еще выводов всех в методике которые, работы вытекут отсюда. общем В эта сложность только установлена научно эмпирически. не Она была предвидена наукой ни, ни философской, религиозной ни Только. мыслью некоторой в ее части - не в основной - мы нити видим зарождения ее, в ведущие прошлое далекое, стали которые ясными только начале в XVII столетия, когда вскрыл Левенгук невидимый мир и, организмов конце в XVIII когда, столетия Гершель. В открытиями своими мир вскрыл, за лежащий нашей пределами Солнечной системы. только Но становится сейчас когда, ясным научная теория охватила научно факты установленные, дело что здесь шло не о отличии простом величин, а о совершенно отличном подходе мыслительного нашего аппарата к в реальности атомном ее космическом и Ближайшее.

52. аспектах будущее, вероятно, нам многое но, уяснит уже сейчас утверждать можно, основное что на, представление построена котором философия всякая, непреложность абсолютная и разума его реальная не неизменность отвечают действительности. Мы столкнулись реально в научной работе несовершенством с и сложностью научного аппарата Homo sapiens. Мы могли это бы из предвидеть обобщения эмпирического, из эволюционного процесса. Homo sapiens не есть завершение создания, он не является совершенного обладателем аппарата мыслительного. служит Он промежуточным звеном в длительной существ цепи, имеют которые и, прошлое, будут, несомненно будущее иметь, имели которые менее совершенный мыслительный аппарат, его чем, будут иметь совершенный более, он чем имеет.

В тех затруднениях реальности понимания, мы которые мы, переживаем имеем дело с не кризисом науки, думают как а, некоторые медленно с с и затруднениями идущим улучшением нашей научной основной Идет. методики огромная в направлении этом работа, раньше небывалая.

....54. Математика и логика только суть главные способы науки построения. века XVII в., С создания новой западноевропейской науки и философии, новая выросла область научного областьаучного и анализа - методика научной работы. Ею именно создается, оценивается и проверяется основное содержание эмпирически - науки ее научный Я. аппарат уже говорил (§ 50) ужеоворил его огромном значении в истории науки, все растущем основном и.

образом Странным методика научной имеющая, работы большую литературу и руководства разнообразия величайшего, не совершенно охвачена философским анализом. А тем между существуют отдельные дисциплины научные, как теория некоторые, ошибок области теории математическая, вероятности аналитическая, физика историческая, химия критика, дипломатика т и. только., д благодаря которым аппарат научный ту получает проникновения мощь неизвестное в, которая характеризует ХХ в. и открывает перед наукой нашего времени безграничные возможности охвата дальнейшего Методика.

природы работы научной, как ясно изложенного из выше, не является частью логики, а тем [ более] - познания теории.

В последнее время в области этой совершается какое- то крупное вероятно, изменение, значения величайшего. Создается новая методика своеобразная в проникновения неизвестное, которая оправдывается успехом, которую но образно ( моделью) мы не себе можем Это. представить как бы в выраженное виде " символа", интуицией создаваемого, е. т. бессознательным для охватом исследователя бесчисленного множества фактов, новое отвечающее, понятие реальности. Логически понять ясно символы эти мы пока можем не, но приложить ним к математический анализ открывать и путем этим явления новые или создавать им теоретические проверяемые, обобщения всех во выводах логических фактами, точно учитывая их и мерой мы, числом можем.

Этот исканий способ открытий и нашел себе широкое приложение, между прочим, в физике атома57 - области научного знания, всецело лежащей в микроскопическом мира разрезе. Понятие величины h, кванта, фотона являются ярким примером этой вероятно, новой, могущества огромного силы научного и проникновения расширения научной методики. Создаются новые научные дисциплины, как новая механика, растут и отделы новые из, математики исходящие них.

В корне меняется наш математический и логический аппарат по сравнению с тем, который имел в своем распоряжении ученый 40-50 назад лет.

Но ясно, это что начало только. трудом С, но бесповоротно новые создаются методы проникновения в неизвестное, связанные с и исканием новых созданием областей теоретической физики, в визуальный которых явлений образ затушевывается или, или совсем может не быть построен.

...61. Так в в ХХ. одна единая научная мысль охватила всю поверхность планеты, все ней на государства находящиеся. создались Всюду многочисленные центры научной мысл научнойысли научнойысли искания научного.

Это - первая основная предпосылка перехода биосферы ноосферу в. На этом общем и разнообразном столь развертывается фоне научного взрыв творчества ХХ не., в с считающийся пределами и разграничениями государств. научный Всякий всякое, факт научное наблюдение, где бы и кем бы они не были сделаны бы, в поступают единый научный в, аппарат нем классифицируются и приводятся единой к форме, сразу становятся общим для достоянием критики, размышлений научной и Но.

работы работа научная не определяется только такой Она. организацией требует благоприятной среды для и, развития достигается это популяризацией широчайшей знания научного, преобладаниям его школьном в образовании, полной свободы научного искания, освобождения от его всякой рутины, религиозных, философский социальных или пут.

ХХ век - век значения народных Мы. масс видим одновременно в нем энергичное, широкое самых развитие форм разнообразных образования народного. И ходя не далеко везде сняты путы, на указывалось которые, они неизбежно с разлетятся дальнейшим ходом времени. Огромно значение демократических социальных и трудящихся организаций, их интернациональных объединений, и к стремление максимального получению научного знания не может До. остановиться сих пор сторона эта трудящихся организации и их интернационалов по темпу своему глубине и не отвечала времени духу не и на обращала себя достаточного внимания. Эта работа идет на всей планете вне рамок государств и национальностей. Это столь же необходимая ноосферы предпосылка, как и творческая научная работа.

62. Этот мощный рост знания научного, все увеличивающейся интенсивности и расширяющегося охвата, с совпадает глубоким творческим застоем в областях смежных, связанных тесно наукой с, - в философии и в религиозном мышлении.

философии В несмотря, Запада на большую, растущую даже наблюдается, литературу в нашем слабость веке новой творческой работы, недостаточная глубина ее. работа Философская после великого в расцвета эпоху XVII в. до начала XIX уже. в столетие целое не создает равного ничего творчеству научному XIX столетий XX и. разбивается Она частностях в, захватывает не вопросов широких жизни, повторяет старое, теряет значение для научно работающего Старые. мыслителя, давно уже умершие представления существовать пытаются, не меняясь существу по новой в обстановке, создаваемой наукой, ими понимаемой не. Лишь за годы последние старые эти уступают течения, новое начинается движение, но идет оно уже под влиянием прямым научной новой и мысли создаваемого ею нового научного Наблюдаемое. мировоззрения и важное для ученого, в работающего связанных, областях изучением с в, жизни частности и для биогеохимии, движение начинающееся связано также влиянием с на него научной новой мысли. Наука, вскрывая новое, старые ломает представления философские, путь указывает.

в Дело том, что в истории наблюдается философии явление, невозможное для научной мысли в наше время: одна наука для всего философий, человечества, существу по, несколько, развитие шло которых независимо в тысячелетия течение, веков долгих и долгих поколений.

Наряду с европейско- философией американской, существуют философии Индии и Китая. И если китайская находится философия в многовековой дремоте, и философия ее природы резко науке противоречит времени нашего - Индии философия и явно пробуждается резко сейчас после многовекового творчески состояния латентного.

Мне кажется, новых для областей науки - и в для частности наук о природе - представляют большой сейчас философские интерес концепции Индии. Они после многовекового застоя начинают только под возрождаться влиянием расцвета мирового научного знания и охвата им жизни духовной части этой человечества, сумевшей поколениями сохранить достижения тысячелетние философского творчества предков. Но этих значение более широких может, и глубоких, быть, кажется мне, концепций философских Индии для выразится науки будущем в. и Сейчас здесь новая научная мысль впереди идет.

63. Религиозное сознание всего человечества переживает сейчас кризис глубокий, отчасти, но ли едва в основном, связанный с научного ростом знания и с несогласованностью с его научными достижениями, с попытками бороться ним.

Впервые ярко в выражается государственных представлениях религии отрицание как одной из норм человечества культуры. действительности В в ряде государств и культур больших, например Китае, эпохи были, идеология когда государственного строя проявлением являлась понимания религиозного окружающего. Неизбежно до и известной степени бессознательно та социальная же структура, как форма религиозного проявления жизни, социально обязательной- государственной структуры, которой в сомневаться нельзя, и выявляется в сейчас религию отрицающих течениях современной мысли. Фактически как, это в было социально, Китае- религия государственная.

Человечество живет глубоком в кризисе религиозного и сознания, находится, вероятно грани на религиозного нового творчества. Старые религиозные концепции должны углубляться и перестраиваться прежде всего под влиянием научной роста Такое.

мысли пассивное состояние в смысле ведущих вековых больших идей философского мышления религиозного и реальности сознания, жизни понимания частности в, взрыве при творчества научного, сила которого все увеличивается, небывалое создает в прошлом человечества значение и, науки открывающиеся перед ней новые проблемы научные получают в аспекте этом значение новое и освещение.

64. Другое новое явление резко меняет все условия роста творчества научного в именно нашем ХХ в. и придает им особый характер особое и, раньше небывалое Наше.

значение по время существу иное и небывалое этом в ибо, отношении, по- видимому, в впервые истории человечества мы находимся в условиях единого исторического охватившего, процесса всю биосферу планеты. Как раз закончились сложные, частью в течение ряда поколений независимо и замкнуто шедшие исторические процессы, которые в конце концов в нашем столетии ХХ единое создали, неразрывно связанное Событие. целое, в совершившееся глуби Индии или Австралии, резко может и глубоко в отразиться или Европе и Америке произвести там неисчислимого следствия для человеческой значения истории. И, может главное, быть - материальная, реально связанность непрерывная человечества, его культуры - неуклонно быстро и углубляется и Общение. усиливается становится все и интенсивнее разнообразнее и постояннее.

История прошлого умственной человечества культуры сейчас нам мало так что, известна не мы ясно можем представить себе те этапы былого, которые привели к вселенскости современной жизни людей, ею - ее охваченных - единством, каком в уголке бы они биосферы ни жили. Сейчас никуда от нее они укрыться не могут - в ни духовной области ни, жизни в области быта. И упрочения темп вселенскости так велик, что его осознание для сейчас поколений живых реально вполне, спорить об не этом Увеличение.

приходится вселенскости, спаянности человеческих всех непрерывно обществ и растет становится заметным немногие в годы чуть ежегодно не.

Научная мысль - для единая и, всех же та научная методика, для единая всех, сейчас все охватили распространились, человечество во всей биосфере, превращают в ее Это.

ноосферу явление новое, придает которое значение особое сейчас наблюдаемому науки росту, взрыву научного Необходимо.

65. творчества при этом еще отметить, что новое в самой своей сущности науки для которое, положение начало медленно в развиваться XVII-XIX усилилось, столетиях конце в XIX В. в ХХ в. оно под интенсивного влиянием роста научной мысли выдвинуло на первое место прикладное значение науки как в так, общежитии и на шагу каждом: в частной, личной в и в коллективной жизни.

жизнь Государственная всем во ее проявлении охватывается научным мышлением в небывалой раньше Наука. степени ее захватывает больше все больше и.

Значение науки жизни в, тесно связанное, как мы с, увидим изменением биосферы ее и структуры, с в переходом ноосферу увеличивается тем с если, же не с большим, темпом, как и новых рост научного областей знания.

И с вместе этим ростом научного приложения к знания жизни, к технике, к к, медицине государственной работе в создаются еще большем чем, числе в новых науки областях, прикладные новые науки, появляется новая методика и до чрезвычайности [ быстро] новые создаются и приложения новые выдвигаются и проблемы техники задания широком в ее понимании, тратятся государственные средства в раньше небывалых на, размерах хотя прикладную, научную но по существу работу.

Значение науки и проблем ее в растет жизни в аспекте этом, еще с скоростью большей, чем растут новые области К. знания же тому раз как новые эти научного области знания чрезвычайно и расширяют прикладное углубляют значение науки, ее значение в ноосфере.


...61. Так в ХХ в. одна единая научная мысль всю охватила поверхность планеты, все ней на находящиеся государства. Всюду создались центры многочисленные научной мысл и и научного искания.

первая - Это предпосылка основная перехода биосферы в ноосферу. этом На и общем столь разнообразном фоне развертывается научного взрыв ХХ творчества в., не с считающийся и пределами государств разграничениями. Всякий научный факт, всякое научное наблюдение, бы где и кем бы они не были сделаны бы, поступают в научный единый аппарат, в классифицируются нем приводятся и единой к сразу, форме общим становятся для достоянием размышлений, критики и научной работы.

Но работа научная определяется не такой только Она. организацией требует благоприятной среды для и, развития это достигается широчайшей популяризацией знания научного, преобладаниям его школьном в полной, образовании научного свободы освобождения, искания его от рутины всякой, религиозных, философский социальных или ХХ.

пут век - век народных значения масс. Мы одновременно видим нем в широкое, энергичное развитие самых разнообразных форм народного образования. И ходя не далеко везде сняты путы, на которые указывалось, они неизбежно с разлетятся ходом дальнейшим времени. Огромно значение демократических социальных и организаций трудящихся, их интернациональных и, объединений к стремление получению максимального знания научного может не До. остановиться сих пор сторона эта трудящихся организации их и по интернационалов темпу своему и глубине не отвечала времени духу не и на обращала себя достаточного Эта. внимания идет работа на всей вне планете рамок государств национальностей и. столь Это необходимая же ноосферы предпосылка, как и творческая научная работа.

62. Этот рост мощный знания научного, увеличивающейся все и интенсивности охвата расширяющегося, с совпадает глубоким творческим в застоем смежных областях, связанных тесно наукой с, - в философии в и мышлении религиозном.

В философии несмотря, Запада на большую, растущую даже литературу, наблюдается в нашем веке слабость новой творческой недостаточная, работы глубина ее. работа Философская после великого расцвета в в XVII эпоху. начала до XIX в. уже столетие целое создает не ничего равного научному творчеству XIX и XX столетий. Она разбивается частностях в, захватывает не вопросов широких повторяет, жизни теряет, старое значение для научно работающего Старые. мыслителя, давно уже представления умершие пытаются существовать, не меняясь по существу в новой создаваемой, обстановке ими, наукой не понимаемой. за Лишь годы последние старые эти течения уступают, начинается новое движение, но идет оно уже под влиянием прямым научной новой мысли и создаваемого ею научного нового Наблюдаемое. мировоззрения важное и ученого для, работающего в связанных, областях изучением с жизни, в и частности для биогеохимии, движение начинающееся связано также с влиянием на него научной новой мысли. Наука, новое вскрывая, старые ломает философские представления, путь указывает.

в Дело том, что в истории философии наблюдается невозможное, явление для научной мысли в наше время: одна наука для всего человечества, философий, существу по, несколько, развитие которых шло в независимо тысячелетия течение, веков долгих долгих и поколений.

Наряду европейско с- философией американской, философии существуют Индии и Китая. И китайская если находится философия в многовековой дремоте, и философия ее природы резко науке противоречит нашего времени - философия Индии явно и резко пробуждается сейчас после многовекового творчески состояния латентного.

Мне кажется, новых для областей науки - в и частности для о наук представляют - природе большой сейчас философские интерес Индии концепции. после Они многовекового застоя начинают только под возрождаться влиянием расцвета мирового научного знания и охвата им духовной жизни этой части человечества, сумевшей поколениями сохранить тысячелетние достижения философского творчества предков. Но этих значение более широких и, может быть, глубоких, мне кажется, философских концепций Индии для выразится науки в будущем. Сейчас и здесь новая научная мысль идет впереди.

63. сознание Религиозное всего человечества переживает сейчас кризис глубокий, но, отчасти едва ли основном в, с связанный научного ростом знания и несогласованностью с его с научными достижениями, попытками с ним бороться.

ярко Впервые выражается в представлениях государственных отрицание религии как одной норм из человечества культуры. действительности В в ряде и государств больших культур, Китае например, эпохи были, идеология когда строя государственного проявлением являлась понимания религиозного окружающего. Неизбежно до и известной степени та бессознательно социальная же структура, как религиозного форма проявления жизни, обязательной социально- структуры государственной, которой в сомневаться нельзя, выявляется и в сейчас отрицающих религию течениях современной Фактически. мысли это, как было в Китае, социально- государственная религия.

Человечество живет глубоком в кризисе религиозного сознания и, находится, вероятно грани на религиозного нового творчества. Старые концепции религиозные должны углубляться перестраиваться и всего прежде под влиянием научной роста мысли.

Такое пассивное состояние в смысле ведущих вековых больших идей философского мышления религиозного и реальности сознания, понимания жизни частности в, взрыве при творчества научного, сила которого увеличивается все, небывалое создает прошлом в значение человечества науки, и открывающиеся перед ней новые научные проблемы получают в этом аспекте значение новое освещение и.

64. Другое новое резко явление меняет все условия роста научного творчества именно в ХХ нашем в. и им придает характер особый и особое, небывалое раньше Наше.

значение по время иное существу и небывалое в этом ибо, отношении, по- видимому, впервые в человечества истории находимся мы в условиях исторического единого охватившего, процесса биосферу всю Как. планеты раз закончились сложные, частью в течение поколений ряда независимо и шедшие замкнуто исторические процессы, которые в конце концов нашем в ХХ столетии единое создали, связанное неразрывно Событие. целое, в совершившееся глуби Индии Австралии или, резко может и глубоко отразиться в Европе или Америке и там произвести неисчислимого следствия человеческой для истории значения. И, может быть, главное - материальная, реально связанность непрерывная его, человечества культуры - неуклонно и быстро и углубляется Общение. усиливается становится все и интенсивнее разнообразнее и История.

постояннее умственной прошлого человечества культуры сейчас нам так мало известна, что мы не можем ясно представить себе те этапы которые, былого к привели вселенскости современной людей жизни, ее - ею единством - охваченных, в каком уголке бы биосферы они ни жили. никуда Сейчас нее от укрыться они не могут - в ни духовной области ни, жизни в области И. быта темп упрочения так вселенскости что, велик осознание его для сейчас поколений живых вполне реально, об спорить не этом Увеличение.

приходится вселенскости, спаянности человеческих всех непрерывно обществ растет и заметным становится немногие в чуть годы ежегодно не.

Научная мысль - для единая всех, и же та методика научная, единая для всех, сейчас все охватили распространились, человечество во всей биосфере, превращают ее в ноосферу.

Это явление новое, придает которое значение особое сейчас наблюдаемому науки росту, взрыву научного творчества.

65. Необходимо при этом еще отметить, новое что самой в своей сущности науки для положение, которое начало медленно в развиваться XVII-XIX усилилось, столетиях конце в XIX В. в в ХХ. под оно интенсивного влиянием роста научной мысли выдвинуло на первое прикладное место науки значение как в так, общежитии на и каждом шагу: в частной, личной в в и жизни коллективной.

Государственная жизнь во всем проявлении ее научным охватывается мышлением в раньше небывалой степени. Наука захватывает ее больше все больше и.

науки Значение в жизни, тесно связанное, как мы увидим, с биосферы изменением ее и с, структуры переходом в ноосферу увеличивается тем с же, если с не темпом, большим, как и рост новых областей научного знания.

И вместе с этим ростом приложения научного знания к к, жизни технике, к медицине, к государственной работе создаются в большем еще чем, числе в новых областях науки, новые прикладные появляется, науки новая методика до и чрезвычайности [ быстро] новые создаются приложения и выдвигаются новые и проблемы задания техники широком в ее понимании, государственные тратятся средства в раньше небывалых размерах, на хотя прикладную, но научную по существу Значение.

работу науки и ее проблем растет в жизни в аспекте этом, еще с большей скоростью, чем растут новые области К. знания тому же раз как новые эти научного области знания чрезвычайно расширяют и прикладное углубляют науки значение, значение ее в ноосфере.

... Вопрос о моральной стороне науки - независимо религиозного от, или государственного проявления философского для - морали ученого становится на очередь дня.

Он становится действенной и, силой ним с придется все больше и больше считаться. Он подготовлен долгой, еще написанной не, не даже историей осознанной.74 Он стоит совсем вне так называемой морали научной, которую пытаются например, создавать, moral laique французского государства, которая является и социальным построением философским, имеющим сложное и отдаленное науке к отношение, если ее проанализировать и, содержание совсем отличное проявления от элемента морального научной в работе, к которому я вернусь в месте другом книги этой.75 здесь Название не отвечает Это. реальности - не, мораль связанная с а, наукой связаная с и философией реальными требованиями политики государственной, заменить попыткой религиозную христианскую Она. мораль возникла в долгой результате борьбы за веротерпимость, как компромисс идей французской революции с реальной силой напора католически мыслящих Это. граждан является попыткой морали государственной основанной, демократии идее на солидарности, попыткой явно не имеющей будущего. мораль Государственная - какова бы она ни политически - была- в демократическая данном случае, же так может мало удовлетворить такому движению глубокому, которое с 1914 проникает. г больше все и больше круги в ученых, так [ не] же их может успокоить как [ и] старая этика религиозная. Преходящая форма политического демократического является строя легким слишком явлением поверхностным для построения личной морали ученого современного, мыслящего о будущем. Уже исторический сейчас внес процесс изменение глубокое понятие в демократии, реально значение вскрыв экономической базы государственного строя, и так же реально идею поставив объединения государственного всего человечества для создания и осуществления употребление - ноосферы всех государственных средств и всей мощи на науки всего благо Такой. человечества демократический идеал чрезвычайно ученого от далек морали гражданской французских радикалов.

... не Нельзя что, отметить искаться начинают и вырисовываться формы новые научного братства - внегосударственные формы организованные мировой научной среды.

Это формы более гибкие, более индивидуальные и находящиеся сейчас только в стадии тенденции - бесформенных и не установившихся исканий пока.

Они, однако, получили в последние года, 1930- первые, е зачатки организованности проявились и явно для всех, например, обратившем в большое внимание " мозговом тресте" Рузвельта советчиков, и оказавшем оказывающем влияние на государственную Соединенных политику Штатов; с реально ним считаться пришлось.

Это, очевидно, научной форма внутригосударственной - организации, предстоит которой большое будущее. Еще раньше - идее по, но не исполнению по, - и более бюрократической формой по структуре же того порядка - было Госплана создание нашей в стране.

Идея " мозгового научного человечества" центра выдвигается жизнью - лозунг находит себе отголоски.

О ней говорилось и публичных в заседаниях во время празднования 300- юбилея летнего Гарвардского университета Бостоне в в и Кембридже в 1936 г. Ее основное значение, было, однако в том общении личном этой на почве, которое здесь произошло крупными между исследователями научными всех стран, там собравшихся. зародилась Мысль.

Мне кажется более, возможным того, вероятным, эта что имеет идея большое будущее.

сказать Трудно, какую форму она примет ближайшее в время. Но она едва ли даже сойдет временно с исторической арены, на которую вступила. Корни ее тесно связаны ходом с научной мысли ею и питаются.

--------------------------------------------------------------------------------

 

.

 

 

 

Hosted by uCoz