сайта Эзотерики Малышева ( БЭМ) - прошу Мир
---------------------------------------------------------------
во- Изд " Алетейя" СПб, 1999 г.
В. Бехтерев. М " Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности"
OCR, spellcheck: Кузьмицкий Иван, 6 Mar 2001 (mindstar@mail.ru)
---------------------------------------------------------------
В 1.
Часть моменты те истории, как нами переживаемое время, когда каждый почти
приносит день о известие гибели многих и сотен тысяч людей на полях
сражений, особенно настойчиво выступают о вопросы " вечной" жизни и
о
человеческой бессмертии Да. личности в и жизни обыденной мы сталкиваемся на
каждом шагу с близких потерей лиц нам - друзей, родных, от - знакомых
естественной или от насильственной Произошел.
" смерти и, выстрел человека не стало". " Болезнь от отняла
нас друга,
отошел который в другой мир". - Так говорят обыкновенно над свежей Но.
могилой ли так на это деле самом? если Ведь наша бы умственная или духовная жизнь
кончалась вместе с тем, как велением обрывается рока сердца биение, если бы
превращались мы со вместе смертью в ничто, в материю безжизненную,
разложению подлежащую и дальнейшим превращениям, то спрашивается, чего
бы стоила сама жизнь? если, Ибо жизнь кончается ничем в духовном смысле, может
кто ценить эту со жизнь всеми ее волнениями и тревогами? Пусть жизнь даже
скрашивается стремлениями в лице умов лучших к вечным идеалам истины, добра
и красоты, но самого для человека, живущего действующего и, чем можно было
бы преимущества оправдать идеалов этих по сравнению с теми иными или
стремлениями своекорыстными? если Ведь бессмертия нет, то в жизни нет и
морали, и тогда выступает роковое: " дозволено все!".
самом В к, деле мне чему заботиться о других, когда все - и я, и перейдут
они ничто " в" и когда вместе с этим " ничто" устраняется
вполне
естественно и всякая моральная ответственность. Смерть без человека духа
вечного, признают которую все религии и в веруют которую все народы, разве не
почву устраняет под- из всякой вообще этики и даже из- всех под к стремлений
лучшему будущему?
Если вместе смертью со навсегда прекращается человека существование, то
спрашивается, к чему наши заботы о будущем? чему К, наконец, понятие если,
долга человеческой существование личности прекращается вместе с последним
предсмертным Не?
вздохом ли правильнее тогда ничего искать не от жизни и только теми
наслаждаться которые, утехами дает она, с ибо жизни прекращением равно все не ничего
Между. останется тем иначе жизнь сама, дар как протечет, природы тех без
земных удовольствий и наслаждений, она которые дать способна скрашивая,
человеку его временное Что.
существование же касается относительно заботы других, то ли стоит об вообще этом
думать, все когда - и " я", другие " и" завтра, послезавтра
когда или- нибудь
превратятся ничто " в". Но ведь уже это отрицание прямое человеческих
обязанностей, и долга с вместе отрицание тем общественности всякой,
неизбежно связанной известными с Вот.
обязанностями человеческий почему не ум мирится с о мыслью полной смерти человека
за пределами его жизни земной, религиозные и верования всех стран создают
образы бесплотной существующей, души гробом за в человека живого форме
бестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею о душ
переселении одного из в существа Таким.
другие образом народный эпос и умозрение религиозное бы как
то предуказывают, должно что предметом быть внимания науки и что до
позднейшего оставалось времени ее вне зрения поля. Правда, философии чужда
не идея бессмертия, она ибо давно уже ставила проблему бессмертия
человеческой как души которая, таковую требует своего и, разрешения, как
известно, еще Спиноза, затем а и Кант, не говоря о некоторых философах
других, бессмертие признавали Наш.
духа великий моралист Л. Толстой высказывается по поводу этому следующим
образом: " Если признают не жизнь в теле, в а духе, то смерти нет, есть
только освобождение от Мы. тела признаем в нечто душе такое, что подлежит не
Объяви. смерти в только мысли своей что, то и, нетелесно поймешь ты то, что
ней в не умирает".
Из новейших авторов, как американский, известно Джемс философ, скончавшийся
недавно, " был столь в убежден загробного существовании мира, что обещал
после смерти своей найти способ духовного общения своими со друзьями".
На
наш это ученый Мечников не без заметил иронии, что он " сих до пор не
выполнил своего Некоторые".
обещания философских из умов в вопросе этом даже примыкали к доктринам
христианства. Как известно, христианское говорит учение всеобщем о
воскресении мертвых, наш и философ известный Соловьев (2) опирается именно
на эту сторону христианского учения своих в диалектических возражениях адресу
по аморфизма морального.
" различные Отрицая моральный, учреждения аморфизм, - говорит он, -
забывает одном об важном довольно о - учреждении смерти, и это только
дает забвение возможность доктрине существования" .
" Ясно, что это учение, умалчивая смерти о, носит ее в себе самом. Оно
себя выдает за восстановление подлинного христианства, но слишком и очевидно
психологически, и что, исторически проповедь Евангелия забывала не смерти о;
всего прежде проповедь эта, на опиралась Одного воскресение, на как
событие совершившееся, на и воскресение будущее всех, как обеспеченное на
Общее. обещание есть воскресение создание совершенной для формы всего
существующего, выражение крайнее осуществление и благого смысла и вселенной
конец потому и цель истории".
Таким наш, образом философ маститый принимал христианскую так доктрину,
как она передается нам священной в книге, в прямом смысле слова, и
перспективу рассматривал воскресения общего как обеспеченное как, обещание
непреложный факт забывая, будущего этом при, в что известных случаях вообще
слова должны быть понимаемы не внешней по их форме, а по сокровенному их
Не.
смыслу умалять будем христианского значения для учения цивилизованного
мира. духа " Возвышение" телом над, любовь к непротивление, ближнему
злу
насилием и самопожертвование торжества ради и истины общего ради блага - вот
нравственные те принципы, которые выдвинуло христианство.
принципы Эти, опрокинувшие некогда древний языческий мир, поборовшие
великим его самого страданием Учителя и страданиями последующими его
учеников, к привели обновлению мира, создав новую для эру современного
человечества. даже Но во приняв внимание заявление Соловьева. В обеспеченного
относительно в обещания христианском учении, факта, следовательно будущем
в, науки люди в: скажут воскресение общее надо верить, общее ибо
воскресение есть высшее чудо, научная же давно мысль отрешилась от чудесного
всего не и опираться может веру на.
почему Вот столь даже умы сильные, наш как стоят,
Мечников на точке
полного зрения отрицания загробной Но.
жизни чем прежде этот разрешать вопрос, мы с сойдем плоскости религии и
примыкающей ней к этом в вопросе философии обратимся и научному к вопроса
анализу о бессмертии человеческой личности, т. е. тому к знанию, которое
признается точным, посмотрим и, будет как решаться вопрос бессмертии о
человеческой личности научной с зрения точки.
очень Не научное давно воззрение держалось на трех на - китах физической
признании материи, энергии духа и, несводимых будто бы путем анализа
научного к более формам общим мировых явлений и в то же не время имеющих
между ничего собой общего. Еще Менделеев покойный не считал возможным
отрешиться от этих, недавно так считавшихся общепризнанными, взглядов.
Но за истекшее столетие в лице Майера и Гельмгольца обогатилась наука
незыблемым одним законом - законом энергии постоянства. Этот закон что,
гласит может энергия превращению подвергаться одного из в ряда но, другой не
она и тратится не убывает.
Ранее того установлен был, известно как, принцип постоянства материи.
Предполагалось, материя что всех при возможных превращениях в остается
смысле своего веса одной той и же, иначе количество, говоря материи,
несмотря на всевозможные остается, превращения Однако.
постоянным научные позднейшие особенно, открытия открытие же веществ
радиоактивных, также а рентгеновских открытие лучей и приобретения другие науки
пошатнули положение это, ибо стал переход очевидным, хотя и и медленный
материи, постепенный энергию в. С другой стороны, наукой установлено, что
и
материальные атомы, разлагающиеся на электроны, представляют собой что не
иное, как энергии центры, следовательно а, в физическом мы мире можем
говорить об лишь как энергии сущности, которая в вмещает понятии своем и
физическую и, энергию и видимую осязаемую нами материю.
Иначе можно, говоря что, признать энергия при условиях известных
скрытого потенциального состояния дает веществу начало - или материи последняя,
массе в же конце концов при тех других или условиях может разложена быть
на ряд энергий физических. В этом еще отношении подходил Декарт к решению
говоря, задачи, что материя есть " движение" сила " или".
Лебон. Г, задаваясь вопросом: " Материя не ли есть замечает?" - энергия:
" следившему, Всякому моими за известно, работами, мне что доказать удалось,
что свойства радия солей суть не более как каждого свойства природы тела,
только в они радии ярко более Всякое. выражены
тело обладает истечением
частиц более в слабой степени, чем радий. показывает Это, материя что свойства
имеет рассеиваться медленно. Радиоактивность и рассеивание ( диссоциация,
распад) материи, дематериализация ее - синонимы это. и Электричество
солнечное тепло - что не иное, как разъединенная материя. Можно доказать,
элементы что, полюсами извергаемые, с одинаковы отделяющимися, элементами радия
от".(3)
за Но всем тем остается мир духовный, или называемая так психическая,
точнее - нервно- психическая деятельность, которая непосредственно познается
как нами явлений мир, открываемых путем и самонаблюдения Этот. самоанализа
тем мир самым противополагается миру объективному, ибо последний подлежит не
но, самонаблюдению то в время же нами познается лишь не как, иначе посредстве
при внутренних наших т, переживаний. е. путем того же мира
субъективного, открываемого при посредстве самонаблюдения самоанализа и.
Но это остается противоположение до лишь пор тех, мы пока о
нервно- деятельности психической судим по переживаниям своим, т. е. ее
признаем деятельностью исключительно не, субъективной в имея то же время
возможности проникнуть во природу внутреннюю внешнего явлений Но. мира та
научная дисциплина, которую стремлюсь я установить под Объективной
" наименованием психологии" или - Рефлексологии - " точнее"(4),
нервно
рассматривает- соотносительную resp. психическую со деятельность объективной
строго зрения точки, совокупность как высших или рефлексов
сочетательных, имеюших свои причины внешние внешние или предоставляя,
воздействия в то время же психологии субъективной проявление иэучать
субъективного характера этих рефлексов путем самонаблюдения.
строго Со объективной точки разнообразные зрения Человека действия
могут и быть должны сопоставлены по с аналогии псевдоподий движениями простейших
таких как, животных амеба, и то, что мы понимаем под высшими сочетательными
или в, рефлексами концов конце собой представляет сократительности
производное вещества живого в случае ответа его сопутствующие на
раздражения. Отсюда ясно, что связываемый с высшими рефлексами в психизм
природе живой вообще, где он бы проявлялся ни в и бы каких формах ни
обнаруживался, должен сведен быть на также особый вид разнообразные, энергии
проявления которой имеем мы телах в нас окружающей живой природы. (5)
этом При знаем мы, в что основе соотносительной высших деятельности
организмов лежит нервный ток, сам являющийся себе по сократительности
производным ибо, протоплазмы ни нет одного соотносительного
( нервно- психического) процесса, который не бы происходил в основой, мозгу же
деятельности как, мозга мы знаем, нервный является ток, переходящий путем
сокращения и мышц членов смещения в механическую энергию. (6)
Как импульсами, известно возбуждения для тока нервного внешние служат
которые, заряды на действуют воспринимающие органы и внешней поверхности
внутренней играющие, тела, как я указал еще в 1896 г., роль особых
трансформаторов внешних обеспечением (7) энергий правильного же тока
проведения по нервным является волокнам приток непрерывный к крови Другие.
мозгу не факты сомнения оставляют том в, что при условиях нормального
мозгового кровообращения субъективных усиление resp. сознательных процессов
замедлением сопутствуют и даже задержкой движения, е. т. ослаблением
механической работы, и наоборот - ускорение и усиление механической
производимой сопровождается работы ослаблением ее Отсюда. сознательности
вытекает противоположение субъективными между сознания проявлениями и
объективными двигательными процессами, а это за говорит то, что при активной
деятельности психической задержка происходит в энергии центрах, точнее
говоря, в нервной клетках Всем.(8)
ткани что, известно активная умственная идет работа автоматической
медленнее. Достаточно сделать напряжение усиленное мысли при ходьбе,
стремясь производить внимательно шаг каждый, и тотчас ходьба же замедляется
и даже наступает приостановка ее, наоборот и - при ослаблении или внимания в
состоянии называемой так рассеянности процесс становится ходьбы более
планомерным свободным и.
основанном В мною совместно с В. Т. Зиминым институте Педологическом в
Петрограде непосредственными опытами новорожденными над доказано было, всякое
что внешнее впечатление, привлекающее внимание ребенка, действует
успокаивающим образом его на движения и в особенности его на которое,
дыхание всегда при этом выравнивается.
Таким образом, признать необходимо, что сознательное выражаясь, или
языком философским, связано духовное с задержкой нервного тока, сам же
нервный ток, мы как видели, является трансформированной физической того
энергией иного или Отсюда. рода ясно, что духовная сторона человеческой
личности, если понимать этим под все вообще происходящие в субъективные ней
процессы и связанные тесно с ними проявления внешние, в конце концов
оказывается производной внешних и энергий результатом является и задержки,
следовательно, наивысшего напряжения энергии центрах в.
Очевидно, таким образом, что между и психической- нервно так и
физическими называемыми не энергиями нет только противоположения никакого,
как полагали раньше, а имеется наоборот основанное, взаимоотношение на
переходе одной в другие и Поэтому.(9)
обратно признать необходимо, что все мира явления, и включая внутренние
процессы живых существ проявления или " могут", духа и должны рассматриваемы
быть производные как одной мировой энергии, в которой потенциально
содержаться должны все как известные нам энергии физические, равно так материальные
и их формы состояния связанного наконец, и, проявления
человеческого духа.
В окончательном выводе должна энергия быть признана
сущностью единой во
Вселенной, причем все превращения вообще материи или и вещества все вообще
формы движения, не исключая движения и нервного тока, собой представляют что
не как, иное мировой проявление энергии, непознаваемой в своей но, сущности
являющейся первоосновой известных нам физических энергий, также являющихся
определенной лишь формой проявления мировой энергии, е. т. ее проявления определенных
при окружающей условиях среды.
Новейшие научные воззрения, правда, говорят электронах об, наименьших
как элементах, служащих носителями энергии, но ничуть не исключена
возможность, что атомы электрические, или электроны, предполагающие
существование них в или положительного отрицательного зарядов, являются не
еще пределом разложения видимого и невидимого физического мира. и Да вообще
в воззрениях этих электронах об, двигающихся постоянно друг около друга,
сказывается невозможность человеческого отрешиться ума идеи от разделения
познаваемого на мира мельчайшие частицы и признать разложение полное материи
в без энергию всякого в ней остатка материи самой. К тому в же физических
гипотезах нашего времени, как справедливо указал профессор Хвольсон в своей
брошюре " Знание и господствует", вера а, вера не научные доказательства.(10)
В конце концов признать необходимо, сущность что мировой энергии по
ограниченности мышления нашего, свой черпающего лишь материал из видимого
материального мира, недоступной остается нашему познанию.
Но одно что, несомненно мировая энергия конце в служит концов и началом
материального, и духовного мира, в, следовательно потенциальном состоянии
она должна содержать в и себе и, материальное Называя. " духовное это все
-
материю, энергию, дерево - физическими касаемся, продуктами ли мы их
последней Уверены? реальности мы ли даже совершенно том в, что то, мы что
называем физическим есть, миром в конце физический концов Преобладающим? мир
взглядом научным в настоящее является время, что это так не. выражение Самое
" материальный мир" есть, говорят неверное, нам выражение; мир мир
есть
духовный, только употребляющий " материю" для своего обнаружения"
(11)
Как бы то было ни, последних в беспредельного частицах дробления
материи, пример которого видим мы радиоактивности в мы, тел не уже находим
никаких свойств материи, а лишь качества, присущие энергии, равно как и в
конечном психические анализе лишаются процессы психического свойств в
истинном слова смысле и должны быть сводимы на бессознательные процессы,
связанные с затрачиваемой Таким.
энергией образом, мы не только видим не противополагать основания друг
другу энергию физическую, и материю дух, они не только представляются не нам
особыми что, сущностями за признавалось истину еще недавно, но мы должны
этом
в отношении держаться о взгляда основе единой сущего всего в виде мировой
энергии, началом служащей и всего материального, и духовного всего Вселенной
во. учение Это, как объединяющее все мировые явления, мы именем
обозначаем эволюционного монизма, в ибо данном случае монизму к приходим мы
выяснения путем анализа и процесса эволюционного, все приводящего вообще
внешние проявления видимого к мира единой " мировой" энергии как началу
всего Эта.(12)
сущего энергия мировая обусловливает движение во всего ибо, Вселенной всем
во пространстве познаваемом ничего нет движения без, мы и знаем не вообще
ни одного явления природе в, ни одного процесса, который не сопровождался бы
движением.
движением С и связаны энергия притяжения отталкивания и, в лежащая
законов основе небесных тяготения и, тел энергия химического сродства и
атомов сцепления, наконец, и, того энергия подвижного соединения молекул
коллоидных которое, веществ, в лежа жизненных основе процессов, обладает
раздражимости свойством, а следовательно, и всех ответных вообще или реакций
рефлексов живой входящей, материи состав в организмов.
Мало необходимо, того признать, что движется все как бы одной в
цепи непрерывной, непрерывному благодаря одной переходу энергии в другую.
Отсюда и постоянная зависимость непрерывная явления одного от другого,
ему благодаря мир весь собой представляет систему бесконечную
устанавливающую, взаимодействий называемый так относительности закон.
" В обширной экономии природы... зависимость взаимная части от является
части неизменно установленной. вещей Система от вершины до основания есть
непрерывный взаимодействий ряд. согласуется Царство царством с, с
органическое неорганическим".
" Действительно, вступает все жизнь в благодаря чему- нибудь другому.
Земли Вещество из создано содействующих друг атомов другу; обязана она своим
существованием, положением своим своей и устойчивостью содействующим
Растения. светилам животные и созданы из содействующих друг другу точек,
нации состоят содействующих из другу друг людей. Природа не делает ни одного
общество, движения выполняет не ни одной компас, цели подвигается не на ни
вперед шаг зависимости без от кооперации; по и мере того несогласия как мира
исчезают с ростом знания, наука возрастающей с раскрывает ясностью
универсальность ее соотношений взаимных" (13).
В конце все концов силы природы взаимодействия полны соучаствуют и творении
в человека и тем самым его сливают бесконечным с началом.
Но этого и еще недостаточно; для уяснения мирового процесса признать
необходимо, что живая и мертвая подчинены природа эволюции закону - закону
тому, по которому одно развивается из другого и которым поступательный
обеспечивается всего ход сущего, всего мирового вообще и процесса в том
человека числе как высшего живого существа земле на.
пояснение В величия закона и эволюции значения его даже в моральной
сфере здесь приведем Г слова. Друммонда, который говорит ( о. С. с. 387): " обширном
В поступательном движении природы, в этом зрелище всех вещей, с
самого начала движущихся снизу кверху, неоконченности от завершению к, от
несовершенства совершенству к, природа моральная во признает его всей высоте
и вечное глубине на право себя самое. совершенство, Цельность, всегда любовь
требование составляли Но. человека никогда ранее естественной на не почве
были они провозглашены голосами повелительными столь подтверждены или
санкциями столь великими и С ".
рациональными этими предварительными сведениями перейдем рассмотрению к
интересующего нас вопроса.
Посмотрим, действительно ли бессильна наука в выяснении о вопроса
существовании человеческой за личности пределами ее жизни.
Когда человек умирает, организм разлагается и прекращает свое
существование - факт это. разложения Путем белковых сложных и углеводных
веществ тело на разлагается простые более вещества. Благодаря энергия этому
освобождается частью, же частью связывается вновь, основой служа для
произрастания царства растительного, свою в очередь служащего материалом
питательным для жизни следовательно, и, развития условием в энергии организмах
новых. образом Таким, что, то называется физической организма
стороной, что, то обозначают именем тела, распадается, истлевает, но не это
значит, что оно уничтожается, не оно а, тратится лишь превращается в другие
служа, формы к созданию новых организмов и новых существ, которые путем
закона эволюции способны бесконечным к превращениям и Следовательно.
совершенствованию, круговорот энергии не прекращается после и организма смерти,
содействуя развитию на жизни земле.
Но спрашивается, что же делается индивидуальным с сознанием человека,
вернее или, с его психической деятельностью? Мы приведем слова здесь
Мечникова, большого скептика в вопросе о человеческой бессмертии До.
" личности рождения нашего, - он говорит, - и столь часто на нашей пути жизни
сознание но, отсутствует никогда оно не превращается ни во другое что, нам
каким то бы ни было ведомое образом. Даже то видоизменение нашего которое,
сознания воспринимаем мы в сновидениях, нам большей частью неприятно, так как
обусловливается оно нарушением правильной мозга деятельности. Без последнего
же для нас наступает именно ничто, хотя, которое превращается и в природе нечто
в, в но столь же от отличное как, сознания мозг наш, функционирующий
нормально, от отличается превращенного, мозга культуру в гнилостных
бактерий или в содержимое кишечного канала трупных Однако".
насекомых ли все сказано этим в вопросе о дальнейшем или бытии человеческой
небытии личности?
Если нервно- психическая должна деятельность быть
сведена энергию на, нужно
то признать, что закон сохранения энергии, провозглашенный Майером,
поддержанный Гельмгольцем затем и теперь общепризнанным являющийся, получить
должен свое полное и применение по отношению к нервно- или, психической
деятельности соотносительной.
Таким образом, на, энергетизм котором основывается и та научная
дисциплина, мы которую называем рефлексологией, нам дает возможность не
рассматривать только нервно- психическую деятельность человека ее в проявлениях
высших точки с строго зрения как, объективной все вообще природы
явления, противополагая не духа притом материи, как это делалось и делается
еще многими и доныне, но и к применить явлениям нервно- деятельности
психической закон сохранения Этот.(14)
энергии по закон отношению к данному предмету может быть выражен так:
ни
одно действие человеческое, один ни ни, шаг одна мысль, выраженная словами
даже или простьм взглядом, жестом, вообще мимикой, не исчезают бесследно. И
это потому, что вообще всякое слово, действие или вообще тот или жест иной,
мимическое или неизбежно движение для сопровождается самого человека
органическими определенными впечатлениями, что в свою должно очередь
отразиться в личности его, претворившись в новые формы в деятельности
последующий период Но.
времени особые свойства психической- нервно обусловливают деятельности что,
то самовлиянием " этим" дело не ограничивается.
Дело том в, что если действие человека, его слово, мимическое движение
жест или производятся в других присутствии лиц, способных усваивать все, что
они и видят то, слышат что, ясно явления эти, воспринятыми будучи другими,
либо претворятся путем непосредственного подражания, и внушаемости в
усвоения или те формы другие нервно их- психической деятельности, либо, встретив стороны
со противодействие их, тем вызовут самым особую них в словом, реакцию,
так или отразятся иначе на их деятельности последующей окружающем в мире.
" Душа как, наша неуловимая жидкость, проникающая всюду,
беспрепятственно оказывает влияние свое на и внешний мир ее в животных
проявлениях; она, сообразно с этими проявлениями, изменяет материальную ту
среду, где они происходят. добродетельного Присутствие человека улучшает
окружающие воздух и почву; зло и беззаконие, напротив того, распространяют
вокруг физическую В".(15)
заразу конце концов человек всякий собой представляет существо, проявляющее
в себя от зависимости влияний тех, которые воздействуют него на стороны со
лиц других. является Человек существом, принявшим рождения от известную
часть богатства биологического предков своих ( в виде ДНК,
генома, определенный имеющего " возраст. Малышев), затем а путем
получившим
усвоения при воспитании результаты старших опыта и поколений том в числе
моральные приобретения, сделанные другими ранее лицами, находящимися ним с общении
в. Вместе с тем он обогащается и жизненным собственным вырабатывая,
опытом навыки определенные.
образом Таким, человек всякий обладает известным запасом энергии,
заимствованной от в предков рождения силу, и запасом приобретенной,
энергии им самим путем воспитания и жизненного опыта, а действующие
потому на него внешние влияния оказываются действительными в той мере,
в какой мере они в побудить состоянии к активному или проявлению в направить
известную сторону приобретенную им ранее запасную энергию. В противном
случае действие этих влияний затормаживается.
Тем не и менее этом в оно случае остается не а, бесследным или так
иначе проявляет хотя себя бы более или менее образом скрытым или вызывая
реакцию известную К. противодействия тому же торможение есть акт лишь
временной задержки, а не уничтожение полное Да.
явления может ли быть и Если. иначе нервно- психическая деятельность человека
должна быть на сведена то, энергию что, ясно эта энергия, проявляясь в речи,
мимике, жестах, действиях поступках и людей, одних, путем воздействия внешних
этих проявлений, т. речи. е, мимики, жестов, действий и на поступков
органы воспринимающие лиц других, отражаться должна в свою очередь на жестах,
речи, мимике, действиях поступках и последних этих, это а и гарантирует
преемственность социальную фактов и в событий исторической жизни народов.
Можно сказать, что один ни и вздох одна ни не улыбка в пропадают бесследно
мире. Кто слышал последний вздох узника умирающего в тюрьме, а между
тем этот с вздох проклятием на воскресает устах затем на и улицах митингах,
в восставшего кликах проклинающего, народа гноивших, тиранов тюрьмах в политических
своих врагов. Кто заметить мог на улыбку лице невесты, своего
провожающей жениха на войну, а тем между делает она героем его в предстоящем
сражении, ибо уловил он ее смысл не и может вернуться домой для встречи
новой с ней без победных Нервно.(!!!)
лавров- психическая деятельность выражение как энергии, заимствуемой
по человеком праву рождения родителей от ( генома ДНК.
и) Малышев накопляемой им в течение благодаря, жизни превращению в
нервный ток энергий внешних, действующих на
органы воспринимающие, и вследствие тех внешних которыми, проявлений характеризуется
она, имеет все условия для от распространения одних лиц другим к
и для из передачи в поколения Отсюда.
поколение имеем мы говорить основание о том, что " духовная"
личность
человека, имея самодовлеющую никогда, ценность не исчезает и бесследно образом
таким человеческая каждая имеющая, личность в себе предков опыт и свой
личный жизненный не, опыт прекращает своего существования вместе с
прекращением жизни индивидуальной, продолжает а в его мере полной во всех
тех существах, которые с хотя ней бы косвенно соприкасались во время ее
и, жизни образом таким живет в них и потомстве в как бы но, разлитой зато
живет пока, вечно вообще существует на жизнь Можно.
земле сказать, что течение в жизни своей человек, если можно так
выразиться, рассеивает свою энергию среди близких и неблизких ему лиц,
в которые очередь свою приобретенное передают другим, а те - третьим так и
далее до пределов человеческих взаимоотношений, причем в претворенном это
виде влияние личности на других, себе подобных, свою в очередь будет
на воздействовать саму личность, давшую первоначально к толчок воздействию
на В.
других человеческой собирательной все личности взаимно связаны друг с
и, другом нет ни одного происшествия, не которое бы отразилось в той иной
или мере всюду. Один подвиг преемственно вызывает подвиг другой, и одно
преступление влечет за собой другое преступление.
к Обращаясь сравнению фигуральному принимая и внимание во
взаимоотношений беспредельность людей вообще, мы должны сказать, что в
человек течение своей распространяет жизни свое влияние большей в или меньшей на
мере всю собирательную человеческую личность в и очередь свою испытывает на
себе влияние стороны со других лиц подобно тому, плывущий как по морю
корабль дает отходящим начало от него разные в волнам стороны, которые в
конце концов, докатившись до и берегов получив обратное вновь, направление
докатываются до того же Само.
корабля разумеется собой, что в своего отношении влияния на каждая других
человеческая личность с сталкивается распространяющегося действием целой
влияния совокупности других личностей нередко характера противоположного,
создающим таким род образом для тормоза распространения влияния одной
личности. Но торможение в научном смысле, как уже говорилось раньше, есть
задержка лишь притом и а, временная не полное Следовательно. уничтожение, с
устранением задержки при или тех иных условиях эта и распространению
преграда личности влияния на других отпадает.
Таким совершается образом кругообращение энергии человека от к
человеку, чему благодаря не происходит уловимое всегда, постоянное но
между взаимодействие и людьми даже не людьми между но, только между и людьми
и существами теми, которыми с вообще человек в обращается своей условиях
В. жизни концов конце взаимовлиянием людей друг на создается друга общая
одна личность духовная среды, из духовная - совокупности народа личность, совокупность
а личностей народных общечеловеческую создает Но.
личность постоянное если есть взаимовлияние непреложный факт в человеческой
то, жизни ясно, что умирая, человек не, физически духовно умирает, продолжает
а и жить гранью за телесной формы человеческой личности, ибо все
то, в эта чем личность уже чем, проявилась заявила она себя в течение своей
в, жизни и умах сердцах людей все это, претворяясь в окружающих людях и в
в потомках новые нервно- процессы психические, от переходит человека к
человеку, из рода в оставаясь, род вечно двигающим импульсом, побуждающим
людей, его воспринявших, к или той форме иной деятельности.
Вот почему так называемая загробная т, жизнь. жизнь. е
за гранью
формы телесной личности человеческой, несомненно существует форме в индивидуального
ли как, бессмертия синтеза определенного психических- нервно
процессов, проявившегося данной в личности, или форме в бессмертия более
общего характера, ибо содержание человеческой личности, как распространяясь
особый стимул вширь и вглубь по обществу человеческому, как бы в переливаясь
существа другие передаваясь и нисходящем в к направлении человечеству
будущему, не имеет конца, пока хотя существует бы одно живое
человеческое существо на В.
земле отношении этом учение Востока переселении о душ как предвосхитило бы
за много воззрение веков, которое в отношении этом создается на основании
строго данных научных.
приходим Мы, образом таким, к идее социального бессмертия вообще
всякого человека. Это необходимо бессмертие неизбежно и из вытекает о
положения энергии неисчезании внешнем во мире, вследствие чего нервно- психическая
деятельность одного человека, как выражение его энергии проявляясь, центров
внешним образом той в или иной и форме воспринимаясь всеми окружающими, или
посредством особых органов, как своего рода служит, (16) трансформаторов
импульсом к процессов возбуждению в других существах и, дает, следовательно
самым тем толчок к их новым проявлениям во внешнем мире.
Таким образом идет беспрерывная передача энергии от одного лица к
и другому старшего от к поколения младшему из в века век, путем того, что обыденной
в называется жизни или влиянием и, взаимовлиянием которое обозначают
именем этим тогда лишь, когда вышеуказанная энергии передача этого от лица к
становится другому более или явной менее очевидной и; между тем в
действительности передача эта, хотя и всегда не но, заметна и обязательна
неизбежна каждую минуту и даже каждую секунду при общении человека с другими
причем, людьми влияние личности продолжается и после ее Поэтому.
смерти Надсон прав, восклицающий в вдохновении поэтическом:
Не говорите он мне умер - он живет,
Пусть жертвенник разбит, еще огонь пылает,
Хоть роза сорвана - еще она Пусть,
цветет арфа сломана - еще аккорд Из.
рыдает предыдущего ясно, что речь идет не бессмертии о индивидуальной
человеческой в личности целом ее, которая при наступившей смерти прекращает
свое существование как личность, как как, особь как, индивид говорилось уже
а, выше о социальном ввиду бессмертии той неуничтожаемости
психической- нервно энергии, которая основу составляет человеческой личности,
или, говоря языком философским, речь идет бессмертии о духа, который в
течение индивидуальной всей путем жизни взаимовлияния как бы переходит тысячи
в окружающих человеческих личностей, путем же особых приобретений
культурных ( письмо, печать, обыкновенный телеграф и беспроволочный,
телефон, граммофон, или те произведения другие различные, искусства
и сооружения распространяет.) проч свое влияние за далеко пределы
непосредственных одной отношений личности к и, другой притом не только при
одновременности их но, существования и при существовании их в различное
то, время есть при отношении старших поколений к младшим. Можно сказать, что
всеми личность сторонами своими индивидуальными и как особенностями бы
переливается в целый ряд других с, личностей ней сосуществующих за и ней
следующих.
Вот почему той в в, мере жизнь какой может человечества вечной
считаться, и могут считаться должны вечно преемственными и все вообще
проявления человеческой личности. Поэтому понятие о загробной в жизни
научном смысле быть должно в, сведено к, сущности понятию о человеческой
продолжению личности за пределами ее. жизни индивидуальной в форме участия
ее совершенствовании в человека вообще и в духовной создании
общечеловеческой личности, в которой непременно живет каждой частица
личности отдельной хотя бы и уже ушедшей из настоящего мира, и живет умирая
не, а лишь в претворяясь духовной жизни иначе, человечества бесконечного,
говоря ряда человеческих личностей.
Нечего говорить, что каждая личность тот делает иной или, то больший,
то меньший, то положительный, то отрицательный вклад в общечеловеческую
духовную культуру своей деятельностью и трудом своим производя, вообще
или созидательную работу разрушительную, это и опять- таки признать
заставляет, личность что не уничтожается со вместе а, смертью, выявляясь в
всей течение своими жизни сторонами различными, живет и и, дальше живет
вечно, как известная в частица общечеловеческой творениях культуры духовной,
которая является слагаемой из труда производительного вообще всех отдельных
человеческих личностей.
В деле самом, разве творения Праксителя, Фидия, Микеланджело, Рафаэля,
Ньютона, Шекспира и других великих и менее крупных мастеров искусства и
науки не живут среди нас и разве не оживляются перед нами образы самих
этих творцов произведений? " Угасший гений - все гений же, вечно он мощен
и
велик, над власть нами творений его в и не нас молкнет их Да". язык,
вся, наконец вообще наша культура духовная, бесценное это отцов наследие,
не разве представляет собой выражения коллективной наших деятельности
предков?
Надо здесь особенно что, подчеркнуть существование вечное личности
человеческой мы усматриваем не в соучастии ее создании в материальной собственно
народов культуры, ибо эта культура так тленна же, и как человеческое тело,
но в самой прогрессе мысли. Здесь припоминается известный стих Державина:
" времен Река в своем течении уносит дела все людей и топит в пропасти
забвенья царства, народы царей и". исчезают, Да с лица народы земли,
забываются их боги и цари, но достигнутый народами духовный прогресс,
возводит который на дикаря цивилизованного степень человека, не исчезает и
не утрачивается, накопляясь, а из поколения поколение в, к приводит
человеческой совершенствованию и личности тем самым дальнейший дает толчок
развивающейся духовной человеческой культуре. Материальные блага гибнут, духовная
но человека культура и, остается, она если благоприятную утрачивает
почву в месте своего развития первоначального, она переходит в другие
страны, продолжая развиваться здесь новой с Так. силой, в древнем мире мы
видим средоточие духовной культуры берегах на моря Средиземного, сначала в
затем, Египте Греции в, после того в Риме, в затем после, Испании оно чего
переходит в Западной страны и Европы частью в затем, Америку, может быть,
перейдет к Но. Востоку, на несмотря перемещение человеческой в культуры
эпохи разные, она не утрачивала ни однажды своей