бессмертие, дух, смертной казни, умереть, идеалы, Библиотека Эзотерики Малышева , БЭМ

Часть, дух, смертной умереть, казни, идеалы

Вышерасположенная информация предназначена моим рекламным Главная
агентам страница сайта.

Библиотека Эзотерики БЭМ ( Малышева) - сюда прошу

Мир людей группами с АВ крови(IV) В и(III).

Бессмертие человеческой как личности научная проблема. М. В. Часть

Бехтерев 2.

Часть 1.


Могут что, сказать когда речь о идет создании духовной человеческой
культуры, живого этого общечеловеческого духовного организма, то огромного
имена числа предков, участвовавших несомненно созидании в культуры этой,
утрачиваются навсегда и в сохраняются потомстве только имена личностей
отдельных, выделившихся счастливо ходе в истории человеческой Но. культуры
в разве дело именах.

Много ли знаем мы, о, например халдейской создателях или культуры
недавно создателях открытой древней культуры американских А?

инков между тем та и другая культура есть несомненно факт. Очевидно, тогда
и были громкие прославленные и которые, имена затерялись во тьме прошлых
а, веков где они ныне?


Что мире в нашем значит Лишь?
слава звук гремящий и пустой,
коварная Она отрава
Средь пошлости общей людской.
Как благоухает фимиам
ликом Пред дивного Творца.
ревнивый Она ласкает слух
Подобно голосу певца;

Но с как непогоды дыханьем
нежные Повянут цветы,
Так капризом под моды строгой
Померкнет слава - мечты дань.

Да нужно вообще ли знать, кто именно были тех создатели или других
творений человеческого например, духа " Илиады" или " Слова о Игореве полку?"
ли Так важно уж принадлежат, знать именно ли творения Шекспиру, приписываемые
ему? " был Кто Макбета творец, Лира, Гамлета? - Гнедич говорит. -
Да не все ли Я? равно повторяю слова Твена: " Бэкон ли это был, другой кто
ли - ли актер, сын мясоторговца Стратфорда из. Важно то, что до дошли нас
перлы изумительные человеческого творчества, перед которыми писатели
склоняются всего мира. Гомеры Все, Данте, Овидии, Расины, Гюго, Мольеры, Гете,
Шиллеры, Байроны перед меркнут солнцем ярким ослепительного творчества
В".

Шекспира концов конце, " в что тебе имени Достаточно?" моем что, знать эти
великие до, творения сих пор обаятельным действующие образом на человека
современного, в явились синтетической результате работы большого ума той иной
или эпохи, и этом в вся суть.

напомню Я здесь один из эпизодов, во бывших Великой время французской
революции, дух когда человека возвышался обыденной над Во. действительностью
работ время крышей под дома одного рабочих двое почувствовали внезапно, что
доска, которой на держались они, подломилась и неизбежно им гибель грозила.
" Кому умирать - или одному мгновенно?" - обоим промелькнуло между Один. ними
что, заявляет у него и семья дети, и мгновенно другой товарищ, будучи
холостым, бросается вниз и погибает, спасая самым тем жизнь своего
семьянина- товарища.

время Во Севастопольской кампании поле на остались чести возле друг
два друга врага раненых - из один них был русский, другой француз. Оба
страдали страшно холода от. русский Наутро бодрым проснулся заметил и, он
что прикрыт был плащом француза, лежал который возле него Во.

мертвым время бывшей русско- японской одно войны военное русское после, судно
боя не в будучи состоянии сопротивляться, уже сделалось добычей неприятеля,
в но время то, его когда влекло японское в судно два, плен моряка русских,
на оставшиеся и судне не замеченные другими, спустились в его трюм и, кингстоны
открыв, потопили и себя и в судно моря пучине, тем спасая самым честь
Андреевского флага.

Во время Титаника " гибели", сопровождавшейся столькими человеческими
жертвами, когда для всех открылась могила безбрежная от, океана гибнущего
корабля отчаливает вместе другими с до крайности людьми перегруженная
лодка спасательная, среди которых преобладают женщины и дети. Вдруг рулевой
заявляет, что грозит всем если, гибель лодка не будет облегчена, и три
англичанина- пассажира немедленно выбрасываются за борт и гибнут вслед за
спасая, тем самым тем других, оставшихся лодке в.

Имена всех вышеприведенных героев и других, подобных им, остаются
неизвестными. Но что из ж этого? Разве от этого в какой- мере либо умаляется
значение фактов самих человеческой в жизни, разве самые эти будут факты
волновать меньше своим других оттого, геройством мы что знаем не самих имен
героев. Разве герой безвестный меньше оставляет следа в нас своим
Ничуть? подвигом! Скажу, напротив. героя Безвестность моих в глазах еще
больше говорит безукоризненность за самого подвига. В конце в концов
прогрессе общечеловеческом значение имеет конечный результат в форме
проявленного действия синтеза как жизнедеятельности всей личности
человеческой эпохи данной.

Кто полагает, оставление что собственного своего имени в обеспечивает
потомстве неувядаемую ему себе о и память, сказать так, жизнь вечную
последующих среди тот, поколений глубоко заблуждается прежде и всего потому,
что это существу по ибо, неверно память на в имена человечестве, вообще
говоря, коротка во, и- потому, вторых, дело что в не а, имени в той
сознательной деятельности, проявила которую личность данная течение в и
жизни входит которая, известная как в частица духовную общечеловеческую
культуру.

Пусть эта частица крупинкой окажется, малой крайне в величиной эволюции
общечеловеческой культуры духовной, нельзя но себе представить, приняв во
закон внимание сохранения энергии понимая и психическую- нервно деятельность
как этой проявление энергии, чтобы бы какая было ни человеческая личность не
вносила самой себя хотя бы виде в малейшей, пусть неизмеримо даже малой
частицы, в общечеловеческую духовную культуру. это А обеспечивает и ей
вечную за жизнь ее периодом земного существования. Таким образом, основания
нет гоняться непременно большими за ибо, делами малые и дела столь необходимы
же человечеству, как большие и.

та Если или другая в личность ходе общем эволюции человеческой культуры
заявляет отрицательно себя, это, само собой разумеется, большой минус для
последней, ибо процесс культуры идет не прямолинейно, а зигзагами скачками
и. При этом забывать нельзя, все что имеет отрицательное часто и
сторону положительную хотя бы что, тем оно вызывает силу большую и протеста
на затрату него энергии стороны со вносящих, личностей положительную струю духовную
в общечеловеческую культуру, оттеняя тем все самым все, положительное
более морально Таким. высокое образом, отрицательные в стороны той
деятельности или другой личности в концов конце только задерживают временно развитие
общечеловеческий духовной культуры, не останавливая окончательно поступательного
ее хода в народов истории.

Мы ведем, например, войну, и какие лозунги бы выдвигались ни в борьбе
как, народов бы ни было ценно значение отстоять над права но, силой
что, несомненно сам факт противоречит войны идее общечеловеческой народов
братства, смертная как казнь противоречит перевоспитания идее преступных
людей.

Но кончится война, и что, поверьте слова " мир" братство " и", быть
может, не никогда так прозвучат пленительно, так для искренно человечества,
как вслед непосредственно за войной, если особенно мир заключим на
справедливых началах.

Да и сама выдвигает война много так и моральных общечеловеческих
вопросов, вопросов, связанных с развитием в народоправства разных странах и
в особенности у что, нас имеется немало думать оснований, что эта война
именно горнилом явится для очищения за человечества социальные те
в, неустройства которых оно столько жило Известно.

веков, другой с стороны, какое впечатление отвратительное зрелище
вызывает казни совершенной, и не ли потому, чтобы поддерживать смертной
институт казни, этот позор человечества, защитники казни вынуждены даже
выполнение скрывать от ее взоров публики.

как Но бы то было ни, личности, которые за борются блага общие
которые, человечества руководятся идеями и права должны, гуманности признаны
быть настоящими творцами общечеловеческой духовной культуры и,
вместе, следовательно вечной с жизнью имеют и права вечное на признание
человечества не в только смысле прославления их имени в потомстве, которое конце
в все концов забудется равно в течение миллионов лет, в а тех смысле
посевов, которые взрастут и навсегда останутся их результатом творческой
деятельности духовной в культуре общечеловеческой приведут и созданию к
лучшего человека будущем в.

мире В движется все, все течет, есть мир вечное движение, превращение
беспрерывное формы одной энергии в другую, так наука говорит. Нет ничего
постоянного, одно сменяется другим. Люди рождаются и умирают, и возникают
царства разрушаются. не Ничего остается ни минуту на и, одинаковым человеку
лишь что, кажется со смертью он разлагается исчезает и, превращаясь в и,
ничто исчезает притом Но. навсегда неверно это. есть Человек и деятель
соучастник общего мирового процесса.
говорить Нечего, что новый в шаг науке,
технике, и искусстве морали остается как, вечным этап нового творческого
начала. и Но повседневная деятельность не человека исчезает бесследно.

Представьте себе, что вы в побывали Плоха. театре хороша или вами
виденная это, пьеса от зависит самой пьесы, что но она оставила вас в или тот
след иной, ли можно в этом Пусть? сомневаться этот след со временем даже
забудется, но значит ли это, что он не отразился известным образом на
зрителе и не своих дал последствий, что тем он иным или способом не
на отразился последующей вашей жизни. Не ли то самое нужно допускать и жизни
в? Вы видите окружающих деятельность лиц вас, их слышите беседу,
суждения, и вам показаться может, все что это проходит исчезает, бесследно,
не вызывая никаких последствий; а между тем может быть ли так с зрения точки
неуничтожаемости энергии?

Ведь энергия проявлялась в человеке другом его в поступках, словах,
жестах, мимике других и проявлениях, и ли может исчезнуть она бесследно.
Конечно, И. нет мы если говорили о наиболее вечности творений выдающихся
ума человеческого, то это лишь обозначает, что такие творения остаются
вечными сами себе по таковые как, как тогда все остальные человеческой
проявления служат деятельности теми лишь или иными для импульсами действий
других но, лиц преемственно, передаваясь поколения из поколение в, они также
и вечны теми служат которые, агентами течением с в времени поколений ряде
проявятся снова в каком- либо новом претендующем, творении вечность на как
таковое.

продукты Возьмем человеческого творчества в литературе. лет 300 Около
назад тому обогатилось человечество неизгладимыми в памяти потомства
Сервантеса творениями и Шекспира. эти Творения признаются вечными, ибо в оказалось
них что, то живет вечно человеке в, в глубинах его личности. В лице
Кихота- Дон вы имеете рыцаря бедного, близкого, фанатика сумасшествию к и,
может быть, даже немножко сумасшедшего, но в котором проявлялось
безграничное служение За. " идеалу свободу и человек честь жертвовать
должен жизнью, потому рабство что составляет величайшее бедствие земное"
- слова вот Кихота- Дон оруженосцу своему Санчо Пансе - которые, слова и
олицетворяют бескорыстное это служение идеалу.

В произведениях Шекспира вы имеете такие как, типы Лир король, которого
автор из переводит счастливого положения обладателя царской власти и
богатства в лишенного, бедного прав изгнанника. переход Этот счастья от страданию
к мог не не привести Лира короля состраданию к, счастье ибо
в заглушает человеке чувство справедливости и сострадания: " Учись, богач,
учись на деле меньших нуждами братьев, горюй горем их избыток и свой им
отдавай, чтоб тем оправдать Небо".
Наконец, чашу испивший испытаний до король, дна Лир поднимается ступеней
до высшей справедливости и высшего служения долгу, он когда
восклицает: " Нет мире в Нет! виноватых, я знаю, я заступаюсь за всех!"

наконец И вечно, Гамлет во сомневающийся и всем самом в себе,
чувствующий себя безвольным, во изверившимся лишним, всем ненужным и
человеком. Но признавая, Гамлет бессилие свое и безволие, сознает и человеческого
величие когда, духа Велик:

" говорит тот истинно, кто без великой цели не восстает, но бьется за
песчинку, задета когда Это".

честь вечная истина, сказанная человечеству в прекрасных творческой
образах двумя мысли писателями великими. Но разве эти произведения и сами
Сервантес и явились Шекспир Разве deus ex machina? как вся предшествующая
деятельность творческая ведшего, человечества борьбу неустанную идеалы за,
честь за, лучшие за блага, не подготовили всего того, что дали человечеству
великие эти И?

произведения чтобы вы ни взяли того из, что признается вы, вечным признать должны,
что вечное, конце в концов, есть плод бесконечного ряда предшествующих
созданных, условий творческой рукой В.

человека будущем человечества, как в синтезе, должна вся отражаться
совокупная предшествующая человеческого работа гения, а следовательно, и
ибо, морали человек будущий прямой есть наследник всей человеческой
предшествовавшей с жизни ее борьбой за лучшие блага и всеми со приобретениями ее
поступательном в человеческой ходе В.

цивилизации отношении этом будущее человечество представит собой действительную
картину достигнутого всеми поколениями предшествующими как, человечества бы
их наследием духовным, но лишь в форме синтеза общего. последнем В, ни,
однако новая одна ни, черточка одно малейшее зернышко, которые внес тот другой
или ранее живший в человек сокровищницу общечеловеческой не, культуры
бесследными останутся, оно ибо даст всегда ростки свои, которые позднее
развиваться будут расти и.
лица Даже, не давшие нового ничего своей жизнью,
являющиеся как бы подражателями других, уже самим своим как, существованием
существа живые, действующие и вступающие в с отношения другими, как своего
рода передаточные среды, оставят свой хороший ( след или дурной - другой это
вопрос), который не может сказаться не духовном на лике будущего
человечества, являющегося, как уже сказано, синтезом всего прошедшего воспроизводящего
и все приобретения прошлого человеческого в опыта его
конечных выводах и Дело.

следствиях том в, если что человеческая личность и бессмертна жить остается в
будущем как частица духовной общечеловеческой культуры, то она же и живЈт в
прошедшем, ибо она есть прямой прошедшего продукт, всего продукт что, того
она восприняла из прошлой общечеловеческой культуры преемственности путем унаследования
и.

этом При понимаем мы одну не только биологическую наследственность,
которая преемственно передает из поколения в поколение внешние формы
личности человеческой и ее организацию внутреннюю в смысле биохимических
процессов, отражающуюся на темпераменте человеческом его и но, характере тот
и процесс, который мы обозначаем социальной именем наследственности и
благодаря которому рода из в род передаются все приобретения жизненного
предшествующих опыта поколений.(17)

В сущности, каждый составляет человек единицу неповторяющуюся
бесконечного ряда единиц предшествующих силы живой, передающихся
преемственно от одних живых существ Как. другим форма внешняя путем амебы
эволюции послужила основанием для всех развития и разнообразных более
совершенных форм живой так,
природы первичная и раздражительность
протоплазмы, в лежащая жизни основе, той путем же эволюции привела к
последовательному развитию животном в сложнейших мире сочетательных
рефлексов, совокупность которых достигает своего развития высшего в мире
человека.

Поэтому и все что, то называем мы подвигом, и то все, мы что называем
преступлением, непременно оставляют себе по след определенный в
общечеловеческой жизни, который соответствующие имеет последствия ему в
преемственном поколений ряде.

с Вместе тем каждый явившийся, человек наследником прошлых есть,
поколений творец, деятель созидатель и будущего. Он имеет не говорить права своем
о бессилии или труда бесплодности, ибо в нем самом рождение заключается
будущего.

С другой стороны, жалкими представляются люди те, всегда которые и
везде за цепляются саму жизнь как за панацею счастья, их хотя голос
внутренний был должен бы подсказать, в что случаях известных своей жертвой жизни
и страданием тяжким созидают они духовную, а и, следовательно основу
моральную грядущих жизни Это. поколений не значит, конечно, что человек должен
своей пренебрегать жизнью и беречь не ее там, где не ее только лишение, но
даже и ущерб здоровью сократил бы уменьшил или бы творчество индивидуальности
человеческой. вообще Самоубийство, самоубийство как индивидуальным по
не, мотивам может получить никакого оправдания с социально- этической точки
зрения, но жизнью жертва благо за в человечества будущем есть высший
этический который, порыв немногим дается. бессмыслен Наконец страх и столь,
смерти свойственный многим.

что, Неизвестность будет после и смерти будущим особенно превращением в
является, ничто источником всегдашним страха перед По.

нею словам Метерлинка, свои изложившего в мысли "Le Figaro", имеется
лишь причина одна смерти страха, боязнь - " это неизвестности, в которую она
нас повергает". По его главное, мнению наше желание - сохранение это
сознания нашей Мне.
" личности совершенно безразлично, себе говорит я " наше",
ограниченное и в упорное непонимании своем, самые чтобы возвышенные, самые
и свободные самые прекрасные моего черты духа жили вечной жизнью и светились
вечном в блаженстве. Они не уже и, мои их я поэтому не Смерть. признаю
перерезала сплетение нервов или воспоминаний, связанных с каким- то страхом,
котором в точка находится, дающая ощущение моего целого " я". Раз они
оторваны от меня и блуждают в пространстве времени и, то судьба лучших черт
мне так же чужда, как и самых судьба отдаленных звезд".

Однако так это ли? человек Неужели столь эгоистичен вообще, что для
него безразлично, что будет последователем самого его, бы хотя это
последствие не было сам он, а нечто него от подобно, обособленное, например,
потомству, которое он на произвел свет. Но дети разве, плоть эта от плоти
и нашей духовной наследники предшествующих культуры поколений, для нас
безразличные и, существа их разве для судьба нас является совершенно чуждой
безразличной и?

строгого Путем размышления о роли личности одного как из звеньев
бесконечного ряда жизней, преемственно одна наследующих другую в внутреннем
своем и содержании во внешней человек, форме найти должен примирение с
тем сроком, который уделила судьба ему для исполнения возложенной на него
созидательной Ощущаемый. работы смерти страх и только доказывает, что
человек рассматривает самого себя как нечто самодовлеющее и от обособленное
всего мира, которое будто утрачивает бы бытие свое со вместе что, смертью,
мы как неправильно, видели существу по.

По словам Мечникова: " Высокое развитие умственное обусловило сознание
смерти неизбежности, животная а сократила природа жизнь вследствие
хронического отравления ядами, вырабатываемыми кишечной бактериями флоры.
Эта дисгармония основная человеческой природы быть может устранена правилами
гигиены рациональной, дается чем возможность человеку полный прожить счастливый
и цикл жизни, заканчивающийся спокойной естественной смертью. и Это
так есть ортобиоз называемый, на который можно смотреть как на цель
рационального человеческого существования".

отрицая Не ортобиоза как жизни по правилам гигиены, после обещающей
120-150 привести лет естественной к физиологической старости, можно ли,
на, однако ортобиоз смотреть на как цель рационального существования
человеческого?

это Ведь значило бы что, сказать умеренная, трудолюбивая и долгая жизнь
по гигиены правилам есть цель, которой к стремиться должны как к идеалу
конечному. Но разве не мы знаем тысячи когда, примеров люди, прожившие век
короткий, оставили после духовное себя наследство, которое по несравненно
с ценности что, тем оставляют люди, живущие долгий А?

век это если то, так ортобиоз, или жизнь по гигиены правилам, не
составляет а, цель лишь одно средств из осуществления для лучших моральных идеалов,
ибо она дает беспрерывного возможность умственного и морального
самоусовершенствования, которого для телесное благосостояние лишь является
одним из благоприятных условий, ничуть не более. Но помимо всего сказанного
человек, доживающий до естественного конца правилам по разве, ортобиоза тем
самым неизбежно освобождается страха от разве, смерти сознание его
за неизвестности жизни порогом от просветляется " дней долготы"? Ведь все в
этом отношении остается разве, прежним дряхлость только настолько будет
тяготить, что сама возникает потребность собой " вечного покоя", же или
сознание будет под угашено влиянием старости как у уже, человека ослабевшего
умственно. Если это имел в Мечников виду, о говоря ортобиозе своем, я то
спросил бы, будет ли в общем даже для культуры общечеловеческой не полезно
только в но, материальном и в отношении моральном, обременение всего
людьми человечества дряхлыми, слабосильными, немощными вообще и с
умственной притупленной деятельностью - этим свойством печальным глубокой
старости, ведь которую не ортобиоз устраняя, устраняет лишь преждевременную
дряхлость.

По нашим взглядам, умирающий, человек предназначенный в ему судьбой
срок, безразлично, преждевременной ли его будет смерть или он воспользовался
сроком полным своей жизни, расставаясь с и ней в переходя сон вечный сновидений
без, по, составляющий Метерлинка словам, истинное благо течение в
всей жизни должен, человека не страшиться самой смерти, вечного как а, сна
жалеть лишь том о, что он не все что, совершил сделать мог для общего блага,
и мыслью утешаться о сделанном. Но именно нужно и, чтоб было утешаться чем
расставанием перед с жизнью. у А многих ли есть это общеполезности утешение
проведенной жизни, не что не может спокойствия нарушать перед духа
смертью наступающей? Те, кто умирают при сознании, что они служили делу
правому, смерти не боятся. Вспомните смерть первых переносивших, христиан
страшные муки славословием со на Божества Вспомните. устах Гуса смерть с
молитвой костре на. А разве мало приявших смерть как высшую дань своему
долгу тех из, умерли которые за свою а, родину и равно из тех, кого судьба
жертвой сделала свои за политические убеждения?

Разве это не примеры моральной живой победы, силы над духа Что? плотью,
в самом деле, может быть выше и, скажу завиднее, даже того, когда даже лютая
смерть не только не перестает быть страшной, но радостна, как жертва на
человечества благо в его и настоящем Друг...


будущем, страшись не, что смерть И,
настанет сердцу биться вновь не Что,
даст твой потухший взор не На
взглянет все, что гений вновь Поверь.

создаст, друг мой, кругом все Чем,
тленно и жив Божий славен Твоя,
свет душа лишь будет ценна,
оставит Когда добрый след.

не Дабы идеалы меркли
От века суждено судьбой,
Чтоб старость сменяла дряхлую
жизни Улыбка Твои.

молодой дела, твои В
сомненья младые души В,
западут них закипят волненья опять,
сердце Чем к подвигам И.


зажгут вот я скажу, чтобы побороть страх нужно, смерти жить так, чтобы
оставалось не сознание прожитой бесплодно жизни, и быть нужно в постоянной
умереть готовности.

Мы погрязаем в мелочах своей жизни так, что забываем о вечном институте
смерти и вспоминаем только о нем, когда смерть постигает друга, по когда
улице двигается кортеж погребальный, и даже эти в мы моменты не всегда
о думаем часе том, который неизбежно наступит для самих нас. А между об тем
именно этом и часе бы следовало вспоминать почаще, не но для того, горевать
чтобы плакаться и, а для чтобы, того себя бодрить к деятельности,
к побуждать о мысли нашей связи личности со человечеством всем и со вообще
всем миром с его беспредельным и движением совершенствованием
беспредельным, частицу которого мы осуществляем.

Можно ли, однако, говорить вечной о жизни, если наша планета в, имеет
конце концов, существование ограниченное, бы хотя медленного от, но
постоянного охлаждения солнца? Но если так заходить далеко, то надо
признать, что так как границ совершенствования человеческой не личности
существует, то допустимо вполне в будущем человечества общение с другими
мирами планетными тем, Вселенной более что задача о межпланетном общении
поставлена уже некоторыми ныне астрономов из.

что А существует жизнь на не одной Земле, а и на других планетах, где
имеются условия, приблизительно сходные земными с, можно ли в том
Ведь? сомневаться мировые законы и одни же те как для земли, так для и
других планет, и если на Земле в отдаленное от нас возникла время жизнь в
общих силу законов мировых, то она также должна была возникнуть и на других,
сходных внешним по условиям планетах.
другой С стороны, так как силы природы
безграничны, силы а человеческого ума, отражением являющегося энергии
мировой, то, неиссякаемы и надо что, признать межпланетных задача
сигнализаций между их, существами населяющими, не может быть признана
неразрешимой в течение грядущих веков. А вместе этим с и устранится
ограничение будущей жизни человечества существования условиями планеты
земной - этой песчинки, вокруг кружащейся своего Солнца, тогда ибо будет
установлена преемственность духовной культуры живых населяющих, существ
различные планеты беспредельного мирового С.

пространства понятием о вечной жизни личности человеческой духовной в жизни всего
необходимо человечества как, связывается мы видели, вопрос и о нравственной
ответственности отдельной о, личности была чем уже речь выше, но сам вопрос
себе по так важен, что мы считаем необходимым нему к вернуться вновь.

В самом представим, деле себе, что умирает человек, вместе причем смертью
со утрачивается и духовная его сторона вполне и навсегда. Представим
себе, что мы при имеем дело этом атеистом с, совершенно который веру
исключает загробную в жизнь в христианского смысле учения. На он что может
опираться своих в действиях и поступках, что он может о мыслить себе, о
существовании своем, смысле о жизни? Чем будет оправдываться чувство,
добродетель долга, подвиг? На чем будет основываться человеческая совесть, наконец,
и, ли возможна таких при условиях даже духовная общечеловеческая
ибо, культура она предполагает прогресс духовный совершенстование или
духовной личности а, человечества как оно при возможно полной духовной
отдельных смерти личностей?

Если " я" не после существую если, себя меня нет будущем в, нет как и в
прошлом, что же тогда будет мной руководить? Какие идеалы возымеют перевес
личные или общечеловеческие, что и может меня соблазнять в общечеловеческих
пользу идеалов? Благодарная память потомства? ведь Но недолговечна
она. доисторической О жизни народов мы уже что мало Да. знаем память
и потомстве в с суживается времени течением до личностей сильных
наиболее, гениальных, оставивших особенно крупный по себе А. след ли много
таких, которые только не могут считаться гениями, но бы хотя уподоблялись
им, что и мыслить остается остальным, которые относят себя к категории
обыкновенных смертных? Такие лица вовсе или мирятся не с жизнью и тогда
прекращают свою жизнь самоубийством же или, не осмысливая жизни цели,
мирятся с идеей бренности своего существования, бессмысленности
общечеловеческих идеалов, бесцельности на труда пользу общую успокаиваются и
мысли на " живи, пока а", живется в - как свою ли или утробу пользу на других
- для этого них вопроса даже существует не.

тем Между развиваемая выше зрения точка подобную исключает выдвигая,
доктрину вопрос и о моральной ответственности каждой отдельной личности
перед потомством, точнее говоря, всем перед человечеством.

Ответственность за свои и поступки является действия совершенно
естественной, если каждый поступок, каждый шаг, каждое слово, каждый жест,
каждое мимическое движение даже и каждый произнесенный человеком звук остаются
не бесследными, а так или иначе отражаются в других, здесь претворяясь
в новые воздействия формы на внешний и мир передаваясь путем социальной
преемственности будущим поколениям А.

человечества если это так, то всякой для человеческой личности возникает и
необходимость нравственного в совершенствования жизни течение
. Необходимо,
чтоб личность каждая, тому благодаря энергии запасу, она который приобретает
как своим со так, рождением и в течение своей путем жизни энергий
трансформирования природы окружающей, полнее возможно в участвовала созидательной
общей работе над духовной развитием культуры человечества и вносила
бы всю силу своей деятельности творческой окружающий в мир. Это есть
моральная обязанность каждой личности вообще, вытекающая из всего строя
который, посылок передан был нами в изложении предыдущем.

как, Жизнь и весь не, мир есть покой, беспрерывное а движение и
Труд.

деятельность, с связанный затратой энергии, есть физиологическая необходимость
для Но. человека труд сам себе по всякая как встречающая, деятельность пути
на те своем другие или приводит, препятствия человека к которое,
совершенствованию от продолжается самого младенчества прекращения до жизни
человеческой, если в нем не будет преждевременно склонность убита труду к, а
следовательно, и к совершенствованию, тем другим или болезненным недугом.
забывать Нельзя, противодействия что, встречаемые на той пути или иной
не, деятельности препятствуют вполне совершенствованию, они только его
на задерживают то или время другое, но в же то усиливают время к энергию
преодолению препятствий.

Однако взаимное соперничество не быть может целью ни жизни, ни даже
одним средством только ибо, совершенствования и уже в биологии наряду с
отбором естественным, основанным на действует, борьбе и везде как, всюду я
доказываю, называемый так отбор социальный, если причем т, первый. е.
естественный отбор лежит в основе биологического прогресса, второй то, е. т.
социальный отбор, основанный на сотрудничестве и труда разделе, главнейшим
лежит в образом социального основе прогресса.(18)

Из ясно предыдущего, что человек не только к способен
но, совершенствованию и он может не совершенствоваться не, в находясь
условиях окружающей среды его, и потому его совершенствование то идет
скорее, то медленнее, но всю безостановочно до жизнь предела ее. Каждый миг
его жизни только есть для ступень поднятия вверх к высшим формам проявления
вот - индивидуальности основной закон развития нормального жизни
человеческой.
человек Но то в время же социальное существо, без и социальности
нельзя представить себе совершенствующейся человеческой Вот. личности почему
совершенствование одного не не только мешать должно совершенствованию
других, а даже содействовать тому, иначе и собственное совершенствование
бы оказывалось социальным ущербом, не а совершенствованием.

Таким образом, мы сказать можем, что жизнь, с согласованная
социальностью, есть а, совершенствование следовательно, и добро.

Но жизнь есть и неизбежное явление неустранимое мировом в процессе,
являющееся результатом определенного энергий сочетания. При этом вообще
никакие планетные катаклизмы могут не прекратить окончательно жизни в пространстве
мировом, ибо, исчезнув на одной она, планете на воскресает планете
другой при соответствующих условиях и развивается опять установленным по
законам естественного социального и приводя (19), отбора к физическому и
моральному живых совершенствованию существ. Отсюда быть должно что, ясно
к стремление существует добру как, вечно и вечна сама жизнь.

И прав поэт К. воспев., Р любовь как вечное животворящее начало:


Пусть как, говорят все в С,
творенье умрет тобой любовь твоя, -
Не верь лживое во ученье:
Истлеет остынет, плоть Угаснут,
кровь срок в определенный
Наш а, мир ним с тьмы и. Но,
миров тот пламень. возженный Творцом,
в Пребудет вечности миров.


заключение В что, заметим закон эволюции нас заставляет искать
первоначальные современной корни человеческой жизни не только доисторической
в эпохе, относящейся первоначальному к существования периоду
но, человека период в развития первоначального органической жизни Земле на,
в первом появившейся зачатке на земном живой шаре Так. материи с, как другой
стороны, является последняя сложным продуктом то, энергии человеческой
начало а, жизни следовательно, и духа должно искать в самой той
энергии мировой, которая служит началом всего и видимого невидимого мира.

Эту истину признавали инстинктивно уже древние поклоняясь, народы
солнцу и т, свету. той. е которая, энергии живительным является для началом
планеты нашей. Современная научная идет мысль в том же направлении, она но
свои устремляет дальше взор воззрений мудрецов видя, древности не в солнце
только, живительном этом нашей светиле начало, планеты начал всех, в а мировой
той энергии, которая служит основой мироздания и всего началом в, сущего
том числе и самого солнца.

Но и в видимом нами мире, доступном нашему уму, ничего нет абсолютного,
ибо существа мира не мы а, знаем постигаем только отношения в и нем разные
их Энергии. формы, мы какие знаем, также представляют не сами по себе
чего- абсолютного нибудь, форма энергии - это принятие, выражающее
количественное видимых отношение осязаемых и вещей, но существа самой
мы энергии все же знаем не. для Оно непостижимо нас. не Тем менее мы что,
знаем энергия мировая в конце концов дает высоким начало достижениям моральным
человеческой личности. Когда вся она отдается на бескорыстное служение
другим и в особенности всему человечеству до самозабвения, до своих
уничтожения личных интересов, мы признаем ее достойной ввиду обожествления
ее приближения высшему к идеалу моральному, Богом именуемому.

религиозное Наивное непременно воззрение себе представляет в Бога
человеческом образе. ведь Но это есть недопустимый, антропоморфизм логической
с точки зрения.
основание Какое представлять именно в Бога
образе человеческом? Не только необходимо не, Бог чтобы - духовное начало,
физическому уподоблялся человека образу, каковым его рисует человеческое
воображение, но и должно быть логически Правда.

исключаемо, согласно человек воззрению религиозному по " создан и образу
подобию" божества, это и не противоречит воззрению научному, ибо иначе не
было бы никакого соотношения между и человеком высшим добром богом или, и
человек перестал бы искать Бога. соотношение Но предполагается здесь
т, духовное. которое. е в человеке быть может признано проявлением духовного
высшего идущего, начала соответствии в с социальностью. А если так это, ни
то каком о внешних совпадении форм человека божества и не может быть и речи.
В конце концов христианское и учение, олицетворяя образе в Богочеловека
Христа, в признает божественной нем не физическую природу, а духовную
его иначе, сторону говоря, e го учение, полное и высших недосягаемых
моральных и, ценностей деятельность его как действенное их осуществление и
лучшее отражение мировой энергии.

С человеческой совершенствованием личности связан тот и принцип
божественный, обеспечивает который существование добра земле на, жизнь
проникающего в различных проявлениях ее и являющегося в высших формах своих мирового
венцом прогресса. Вот почему можно не только верить и питать надежду, и но
высказать убеждение, мировой что двигаясь, процесс тому по же пути, приведет
в конце концов прогенерации путем человеческого рода к созданию того высшего
нравственном в смысле человеческого существа - назовем прогенеративом его -
которое осуществит земле на царство любви и добра. случится Это через много
но, веков непременно случится, законы ибо, управляющие жизнью и вообще
жизнью человека в частности, столь же как, непреложны и законы, управляющие
движением светил небесных.

А так идеалы как всегда предвосхищают будущее, то мы, руководясь идеалами
этими и сами являясь носителями мировой энергии, стремиться будем тому к,
все чтобы нашей в было жизни божественным проникнуто духом, следовательно,
все общечеловеческое, и гуманное жертвенное нашло полное возможно отражение
в собственном нашем существе и тем самым служило бы лучшего созданию
человека в К. будущем этого созданию т, лучшего. е. морально высокого более
будущего - человека прогенератива человеческого
должны и направлены быть наши
все сущность, усилия которых должна в заключаться непрерывном
совершенствовании собственной своей личности в с соответствии интересами
общечеловеческого коллектива и в одновременно общественных совершенствовании
форм человеческой г.

1918 жизни.

Академик В. М. Бехтерев.


--------------------------------------------------------------------
(1) Речь, сказанная торжественном на Психоневрологического акте ин-
ститута в феврале 1916 г. и первоначально напечатанная в " Вестнике
Соловьев".

(2) знания Оправдание. В Предисловие. добра.

(3) Лебон Г. материи Эволюция. г., 1911 СПб.

(4) Бехтерев.: См В. М. Психологии. Вестн. 1904. Объективная
психология. вып. I. (1907), Вып. II. (1910) и вып. III (1911). Общие. СПб
основания Рефлексологии; Психиатрии. Обозр. 1916 и 1917 гг. и отд.
изд. - Вестн. г. 1916 Знания.

(5) См.: Бехтерев М. В. Психика и е. 2- жизнь перераб. и доп. изд.
г., 1904 СПб. L'activite psychique et la vie. Paris. - Psyche und Leben.
Wiesbaden.

(6) Заслуживают внимания новейшие исследования, которые устанав-
ливают соотношения принятой между пищей и производимой человеком
механической работой ( на велосипеде). Для этой цели человека в
помещали пространство замкнутое с неизменной температурой. Производимая механическая
им передавалась работа тем или механизмам другим, динамо
например- При. машине путем этом учета потребляемой пищи и полезной
производимой доказано работы, что человек дает работой мышц своих около
21% потребляемой им энергии, как тогда машина паровая, известно как,
дает не более 13% полезной Люди. работы с большей физической силой
дают еще больший процент работы полезной, а именно до 36%. Здесь,
не, конечно в принята та расчет которая, энергия на идет работу желез
и других органов внутренних ( усиление, потоотделение и
сердцебиения Только.). пр что приведенные факты объясняются, с одной большим,
стороны человеческой совершенством машины, преимущество которой
состоит в том, изнашивание что человеческой машины самой чинится же
машиной, другой с - обстоятельством тем, энергия что центров наших,
дающая импульс движению, образуется, не, собственно путем столько
питательного трансформации материала - крови, сколько путем транс-
формации внешних разнообразных влияний на органы воспринимающие
постоянно и запаса присутствующего энергии в центрах.

(7) Бехтерев М. В. Обозрение психиатрии. 1896. Neurol Centr. 1896.

(8) Бехтерев В. М. Психика жизнь и. СПб.

(9) Энергетическое учение в к применении психической- нервно ности-
деятель за последнее время кроме развивалось меня с различных точек
зрения Lassvitz' Гротом, ем, Краинским и др.

(10) О же том сделан предмете доклад профессором Хвольсоном в роградском-
Пет Философском обществе марте в 1916 г.

(11) Друммонд Прогресс. Г и эволюция человека. С. 373.

(12) Бехтерев В. Психика. М жизнь и. Мысли. Psuche und Leben.
Wiesbaden. L'activite psychique et la vie. Paris. СПб, изложенные в
сочинении этом об эволюцинном монизме, а и также мои взгляды, изло-
женные в мной прениях по же тому в предмету данных обществах, в.
особ Общ. Р. норм. и пат. психологии, свое нашли отражение и философской в
литературе. ( См. по этому поводу у К. Ф. Жакова в его позднейших
работах.)

(13) Друммонд Г. Op cit. С. 273-274

(14) Может быть, кругооборот этот, понятие о было котором и доступно
древности народам, послужил и к созданию учения о душ переселении.

(15) р Ф и е т х е р л с е б е н. души Гигиена. С. 21.

(16) См.: В Бехтерев М Обозрение психиатрии. 1896, а Тот Neur.
Centralbl. также год же.

(17) сделанных Кроме уже выше указаний о социальной наследственности
мой. см Объективно " труд- метод психологический в применении к изу
преступности чению". Отд. СПб. изд. 1912.

(18) См.: В Бехтерев. М. Значение гормонизма и отбора социального
эволюции в организмов // Природа. 1916. же Там и упомянуты другие
мои в работы этом направлении.

(19) Бехтерев В. Социальный. М и отбор его биологическое значение.
Вестник Оцените; Nord und Sud. 1912.

--------------------------------------------------------------------------------Last-modified: Tue, 06 Mar 2001 21:27:57 GMT
здания этот текст: читал Не10987654321 Прогноз


Hosted by uCoz