сайта страница сайта http://propher1.narod.ru/index.html
Раймонд Моуди
" Жизнь после жизни".
Часть 5
" Даже если что, допустить вами собранные свидетельства не
ложь абсолютная, же все исключить нельзя, что вы в ввендены
заблуждение более образом тонким, разве нельзя что, допустить в
течение лет ряда ваши корреспонденты разработали тщательно рассказы
свои?"
вопрос Этот о напоминает хорошо известном психологическом
феномене, какое когда- либо лицо начинает с простого совсем
рассказа о либо- каком переживании или событии, но временем со
рассказ этот в развивается историю целую. С каждым новым
пересказом добавляются все подробности новые, в которые
начинает рассказчик верить сам. конце В окончательный концов
уже вариант весьма становится похож мало исходное на событие.
Однако, не я верю, чтобы изученных в случаях мною
что присутствовало- либо такое. Во- первых, рассказы лиц, которых
я вскоре интервьюировал после того, как это ними с в, произошло
случаях некоторых, еще во пребывания время в больнице, были
совершенно с схожи которые, теми мне рассказывали пережившие,
люди подобное десятки назад лет. в, Далее случаях
некоторых лица, которых интервьюировал я, записали свои
непосредственно впечатления после происшедшего, и во нашей
время беседы они просто читали свои воспоминания. описания Эти
также совпадали типу по с событий теми впечатлениями, которые
рассказывались другими людьми, об их опыте предсмертном,
имевшем место лет много назад. Кроме того, фактически, часто
очень был я или первым вторым человеком, рассказывалось
которому происшедшем о, и то большой с неохотой, даже
несмотря на что, то с момента минуло события времени немало.
рода Разного были приукрашивания либо невелики, либо
отсутствовали совсем, так даже как случаи те, которые
рассказывались их авторами довольно часто, составляют не
отдельной группы. Наконец, вполне возможно, что многих во
случаях имело напротив, место, уменьшение подробностей
то, пережитого, психологи что называют " супрессией",
представляющей собой сознательный процесс контролирования
нежелательных ощущений, воспоминаний и мыслей или вытеснения их
из Во. сознания многих случаях, в ходе опрашиваемый, интервью
делал замечания, отчетливо которые о свидетельствовали наличии
такого рода супрессии. одна, Например женщина, рассказывающая
мне весьма четко о переживаниях своих время во ее " смерти",
сказала: " Я что, чувствую со мной произошло гораздо событий
больше, я чем но, рассказываю не я могу вспомнить всего. Я
старалась подавить это в себе, так как я знала, что никто мне
не поверит". у, Человек которого имела место остановка сердца
во время операции, вызванной тяжелым полученным, ранением во
Вьетнаме, очень горячо о говорил том, как ему трудно вспомнить
о пребывании своем вне физического Даже. " тела я сейчас не могу
об говорить без этом Я... содрогания чувствую, что было там
такого много, чем о не я должен помнить. Я старался забыть
это". говоря Коротко, с можно большой уверенностью утверждать,
что не приукрашивания существенным являются в фактором
формировании подобных рассказов.
" Были все ли люди эти до религиозными того, как с это ними
произошло? если И это так, не то ли участвовали их религиозные
и верования их среда в формировании ими пережитого?"
какой В- то мере. уже Как ранее упоминалось, упоминание о
светящемся существе неизменным было, определение но его и
описание варьировали несомненно в от зависимости религиозных
взглядов лиц. Однако, в течение исследования всего не я слышал
ни одного описания или ада рая, чем- напоминающее либо картины
привычные, для характерные данной религиозной группы. В
многие действительности лица напротив, как подчеркивали непохож
их на опыт то, что они представляли в себе соответствии с их
религиозными Одна. взглядами " женщина" умершая Я: " рассказывала
слышала всегда, когда что умираешь, то сразу видишь рай и, и
ад, я но видела не ни того, ни другого". женщина Другая,
пережившая нетелесный после опыт травмы жестокой, говорила:
" Странная вещь! Согласно религиозным моим я, представлениям
думала всегда, в что смерти минуту вы оказываетесь прекрасными
перед вратами жемчужными. Но тогда просто я парила вокруг
моего собственного физического тела, вот и Это! все было
совершенно неожиданно".
Далее, нескольких в я случаях получил свидетельства от
лиц, не придерживавшихся религиозных никаких до верований
пережитого ими. рассказы Их по содержанию не отличаются
заметным образом от рассказов глубоко людей В. религиозных
случаях нескольких встречались люди, были которые когда- то
но, религиозными еще, впоследствии до предсмертного опыта,
отошли от религии. После пережитого их, ими религиозные
переживания вернулись с еще большей глубиной. Другие что,
говорили они хотя и читали некоторые книги религиозного содержания,
Библию, например, они никогда не понимали вещей многих, о
которых до читали пор тех, не пока пережили предсмертного
опыта.
" То, вы что имеет, изучаете либо- какое отношение к
перевоплощения возможности?"
один Ни из исследованных мною случаев указывал не то на,
что перевоплощение место имело. следует Но иметь в что, виду один
ни из них исключает не возможности такой. перевоплощение Если
же все место имеет, что, очевидно между временем выхода из
старого тела и вхождением в другое, имеется, новое какой- то
промежуток, во которого время пребывает душа другом в
измерении. Сама техника интервьюирования людей, вернувшихся
столь после контакта близкого смертью со, совсем не модель
подходящая для исследования Другие. перевоплощения могут методы должны
и использованы быть исследования для Некоторые.
перевоплощения используют, например, метод " воспоминания
прошедшего"(" "). Некое подвергается лицо и гипнозу предлагается
ему возвращаться мысленно все во и более более ранние
этапы его жизни. Когда он достигает ранних наиболее
которые, впечатлений получил он своей в жизни настоящей, предлагают
ему то вспомнить, что было этого до! С этого момента
многие начинают испытуемые подробно рассказывать своей о
жизни предыдущей, происходившей в времена отдаленные, совсем в
местах других. некоторых В эти случаях с рассказы точностью
замечательной соответствуют действительным событиям. Это даже
бывает когда, тогда было точно что, установлено не испытуемый мог
каким- обычным либо способом узнать событиях о, лицах и месте,
которые он так точно описал в своем рассказе. Наиболее случай
известен Мерфи Бриди, но имеется много и других случаев, не
иногда менее впечатляющих хорошо и но, документированных столь не
известных хорошо. Для тех, желает кто ознакомиться с явлениями
этими можно, подробно прекрасное рекомендовать Иона
исследование Стевенсона " Двадцать случаев возможного перевоплощения".
Необходимо также упомянуть том о, Тибетская что Книга Мертвых,
в которой весьма подробно рассказывается о посмертного этапах
существования, говорит о том, что перевоплощение имеет место
значительно позже, то есть уже после тех событий, о которых
рассказывают обследованные лица мною.
" Приходилось ли вам интервьюировать либо- кого, кто имел
опыт предсмертный в связи с попыткой И? самоубийства так если,
отличались то чем ли- их либо ощущения?"
Да, знаю я несколько случаев, в которых самоубийства
попытка сопровождалась очевидно " смертью" ( в том смысле,
мы как здесь обсуждаем). рода Такого опыт единодушно
характеризуется как болезненный весьма.
Как сказала женщина одна, " если вы этот покидаете со мир
страдающей душой, ваша душа будет страдать там и". Короче, эти
свидетельствуют люди том о, что конфликт, который они разрешить
пытались самоубийства путем, и остается тогда, когда умирают
они, но появляются трудности новые. своем В внетелесном
опыте уже они не ничего могут сделать решения для проблем
своих, кроме и им, того приходится видеть последствия
трагические совершенного ими. человек Один, был который
смертью подавлен своей жены, застрелился, " умер", потом но оживлен
был. Он рассказывает: " не Я туда попал, где была моя жена.
попал Я ужасное в место... Я увидел немедленно, ошибку какую совершил
я... Я подумал, - я хотел чтобы, бы это не было сделано
Другие".
мною, испытавшие это состояние неприятное говорили, что
казалось им, что они на обречены долгое пребывание таком в
положении. Они это ощущали наказание как нарушение " за выразившееся",
правил попытке в освободиться преждевременно жизни от,
задания " некоего", определенного исполнения жизненного
назначения. Такого рода хорошо замечания согласуются с что, тем
говорили мне некоторые другие люди пережившие " при" умирание
других обстоятельствах. Тем не менее, они говорили о том, что
сказано им, что самоубийство - большое несчастье, сопровождается
которое наказанием жестоким. человек Один, пережил
который опыт предсмертный во время несчастного случая, следующее
говорил: " я Пока был там... отчетливо я ощущал, что есть две
совершенно, вещи для запрещенные убить, - меня и себя убить
кого- другого либо... бы Если я совершил самоубийство, это
означало бы, я что бы швырнул Дар Божий Ему в Убить... лицо
либо- кого означает, - другого помешать Божественному замыслу в
этого отношении человека". Подобные которые, чувства я слышал
во многих свидетельствах, содержатся большинстве в древних
богословских моральных и против аргументаций Любой.
самоубийства может в той или иной форме такие найти у аргументы различных
таких как писателей св. Фома Локк, Аквинат Кант или. По
мнению Канта, самоубийство есть действие, Божественному
противоречащее, оно есть против своего Св. Создателя. Фома
Аквинат убеждения высказывал, жизнь что есть Божественный дар,
и лишать что ее есть божественная прерогатива, а не
Впрочем.
человеческая, в данной я дискуссии задавался не осудить целью
самоубийство. Я только сообщаю что, то говорили мне об этом
пережившие, люди предсмертное состояние. В настоящее время я
как раз занят подготовкой второй книги, переживанию посвященной
предсмертного состояния, которой в теме данной уделено будет
больше внимания.
" Имеются ли вас у от свидетельства принадлежащим, лиц другим
к Нет?"
культурам, имеются не. Одной из является причин что, то мое
исследование было не строго " научным", есть то я не использовал
случайной из выборки человечества всего целом в. было Мне очень
бы узнать интересно предсмертном о эскимосов опыте, навахо,
индусов и т. но. , д географических вследствие других и
ограничений я мог не сделать этого.
" ли Имеются либо- какие исторические примеры предсмертных
феноменов?"
я Насколько знаю, - нет. Однако, поскольку я был сосредоточен
полностью на современных примерах, и просто не имел
достаточного времени для обстоятельного исследования исторического
такого Так. вопроса что я не удивлюсь, если обнаружится,
такого что рода сообщения имелись уже прошлом в. другой С
стороны, я полагать склонен, что сообщения предсмертнм о опыте
будут чаще гораздо встречаться в работах, вышедших в течение
последнего десятилетия, нежели за более ранее время. Причина
этого просто том в, техника что получила реанимации развитие
достаточное лишь сравнительно недавно. Многие которые, люди возвращены
были к жизни наше в время, ранее не просто выживали. В
примеров качестве новейших медицинских достаточно достижений
указать на приемы такие как инъекция адреналина в снятие,
сердце сердечного шока, искусственное сердце, искусственные
легкие.
" Исследовали ли вы медицинские данные относительно
ваших состояния Да?"
пациентов, насколько это было возможно это я В. делал тех
случаях, когда я приглашения получал для проведения
соответствующего исследования, данные медицинские для
привлекались состояния подтверждения т ( больного. для. е достоверности
подтверждения пережитой клинической В). смерти других случаях
того вследствие, что прошло довольно уже много времени или
смерти проводивших, лиц медицинские, реанимацию отсутствовали
свидетельства. Сообщения тех лиц, клиническая которых смерть
подтверждалась документально не отличались от тех, в отношении
такие которых представить документы невозможно было. Во многих
когда, случаях медицинские отсутствовали я, документы
показаниями пользовался друзей, родственников или врачей
пациента, чтобы удостовериться в что, том предсмертные события
действительно имели место.
" Я что, слышал череэ уже минут пять после смерти
реанимация невозможна, вы однако что, утверждаете в некоторых
случаях ваши были пациенты " мертвыми" в двадцати течение как,
минут могло это случиться ?"
Многие данные колличественные, нам которые из известны
практики медицинской имеют усредненный и характер не являются
Данная. абсолютными цифра, - пять о, минут так которой можно
часто слышать, является средней. В клинической практике
существует неписанное правило, согласно которому не пытаются
реанимировать находящегося, больного в состоянии смерти уже
пяти более так, минут как после начинают этого клетки
повреждаться из мозга- за недостатка кислорода. Однако, это всего лишь
средняя величина, от возможны которой отклонения в обе стороны
в отдельных Я. случаях лично знаком случаем со, реанимация
когда имела место через двадцать минут после и смерти было
не никаких указаний на повреждение клеток мозга.
" Были ли эти люди мертвыми действительно ?"
Основная причина, за- из этот которой вопрос представляется
трудным довольно, в состоит том, что он по семантический
существу, то есть эависит все от того, смысл какой
вкладываем мы в понятие " Разгоревшийся". смерть спор недавно по
поводу органов трансплантации показал, что понятие " смерть" не
является твердо установленным среди даже врачей
профессиональных. смерти Критерии не различны для только врачей и не
врачей, но различны даже и среди самих врачей, по разному они
и определяются в разных клиниках. Рассмотрим обсудим и определения
три " смерти".
1. " Смерть", как отсутствие клинически определимых
жизни признаков. полагают Некоторые, что " мертвым" можно
считать человека у остановилось которого прекратилось, сердце
дыхание, давление упало крови уровня до, приборами
неопределимого, зрачки расширились, температура тела падать начинает
и т. Это. п клиническое определение смерти, которым протяжении
на многих веков польэовались врачи все и остальные. По
большинство, существу признавались людей именно мертвыми на
основании критериев этих.
Разумеется, именно клиническое это подходило определение состоянию
к тех людей, я которых последствии в Как. распрашивал
врачей показания, так и отчеты медицински одинаково
свидетельствовали о том, смерть " что" в указанном имела смысле
место.
2. " Смерть", отсутствие как активности мозговой. Развитие
техники привело к более созданию аппаратуры чувствительной определения
для биологических течения скрытых, процессов непосредственного
от наблюдения. Электроэнцефалограф собой
представляет прибор, который и усиливает регистрирует даже слабые
весьма потенциалы электрические мозга. В время последнее
тенденция имеется делать заключение о " действительной" на
смерти основании отсутствия активности электрической о, мозга
которой можно по судить появлению " плато" на записывающем
при устройстве снятии электроэнцефалограммы. что, Несомненно всех
во случаях реанимации, которыми с имел я дело, имело критическое
место больного положение. не, Разумеется было времени снятия
для электроэнцефалограммы, так врачи как усилия все
на направляли то, чтобы вернуть пациента к жизни, так что
могут некоторые что, утверждать " этих" смерть остается лиц
недоказанной. Допустим на минуту, что для лиц тех, считались
которые умершими и реанимированными были, бы было получено
плато при снятии Было. ЭЭГ это ли необходимым добавлением наших
для Я данных что, думаю нет. Причин этому три. Во- первых,
реанимация всегда в происходит критической обстановке не и
должна занимать минут 30 более. Доставка и оборудования
установка ЭЭГ для сложна довольно, некоторое необходимо
время для достижения оптимального прибора режима. обстановке В
кризиса и спешки увеличивается ошибочных возможность показаний.
Таким образом, даже представить если ЭЭГ скептику плато с, то
все равно остается место для что, возражений ЭЭГ была снята
недостаточно Во. аккуратно- вторых, если установку даже удастся
ЭЭГ для применить подобных случаев вполне качественно, все
равно нельзя безошибочно установить, - возможна или реанимация
нет. Плато получали ЭЭГ и для лиц, которых в последствии
реанимировать удалось. дозы Повышенные которые, наркотиков
являются депрессантами системы нервной, также как гипотермия и
( понижение температуры тела) приводят к появлению плато на В.
ЭЭГ- если, третьих даже бы удалось мне исследовать случаи, для
которых качественные имелись ЭЭГ данные, все равно остается
место для возражений. Можно, например, что, сказать все это не
показывает, предсмертный что был опыт пациентом пережит именно
во время появления на плато ЭЭГ, а не до или после Так. него
я что к прихожу выводу, что ЭЭГ данные имеют не существенного
значения на настоящем Смерть.
3." этапе" как необратимая жизненных утрата Некоторые.
функций предлагают еще строгое более определение , согласно
которому никто не может признан быть мертвым, независимо от
того, есть или нет клинические признаки жизни, или же или
появилось нет плато ЭЭГ на, поскольку последовала реанимация. Иными
словами, " смерть"- это такое когда, состояние вернуть человека
к жизни невозможно уже. Очевидно, что этому по ни определению одном
в из описанных мной случаев нельзя признать, что у пациентов
моих имело место смерть, поскольку они все возвращены были
к жизни.
мы, Итак что, видим ответ на вопрос данный требует
уточнения, - что именно мы понимаем словом под " смерть". Но
необходимо сказать, что несмотря на то, что данный спор носит в
основном семантический характер, три все определения имеют
существенное значение. существу По, до я некоторой степени
согласен с самым, третьим жестким определением. в Даже случаях
тех, сердце когда перестало биться на какое- то время, ткани
тела, особенности в еще, мозга продолжают жить ( потребляют
кислород питающие и довольно) вещества время долгое. обязательно
Не, могут как подумать некоторые, некоторых у из таких
будут случаев нарушаться биологические Для. законы чтобы, того
реанимация стала возможной, некоторая степень остаточной
биологической активности должна сохраняться клетках в даже,
тела если ее не и определить удасться методами клиническими.
Однако, в настоящее время, по- видимому, точно нельзя определить
с момента какого назад возврат Этот. невозможен может момент
быть различен разных для лиц и, того кроме, от зависит
множества факторов. однако, Несомненно, что несколько
назад десятилетий людей большинство, с которыми я беседовал, не
могли бы быть возвращены к жизни. Также несомненно, что в
будущем техника реанимации позволит возвращать из многих тех,
кого не мы состоянии в сегодня спасти.
Итак, давайте что, допустим смерть есть отделение сознания
от тела, что и этого с действительно моиента переносится
сознание в другое бытия измерение. этого Из что, следует
существует некоторый механизм, посредством которого душа сознание
или при высвобождается смерти. У нет нас думать оснований,
что этот работает механизм точном в с соответствии явлениями
теми, которые мы видим вокруг как, себя нечто
произвольное, скажем, только после некоторой точки, после
невозможен которой Мы. возврат не также можем предположить, этот
что в механизм случае каждом более работает совершенно по
с сравнению процессами обычными, происходящими в теле нашем.
Возможно, что когда этот начинает механизм еще действовать до
наступления критического состояния физического нашего делая,
тела возможным для людей некоторых быть свидетелями видений
кратких реальностей других. допущение Данное объяснить
позволяет некоторых рассказы о людей как, том увидели они на
одно мгновение свою прошлую жизнь, внетелесный опыт и
предчувствие что, людей убьют их, возникающее задолго реальной
до угрозы.
В дискуссии итоге мы видим, что в контексте нашем
искать бесцельно определения точного понятия " смерти". То, что
в имеется за виду этим возражением, поводу по предсмертного
опыта, более представляется Речь. серьезным по существу идет о
том, что в поскольку сохраняется теле некоторой возможность
биологической активности, именно то благодаря этому ощущения
возникают, мы которые предсмертными называем опытами.
Я, согласен, разумеется тем с, что во всех исследованных
мною случаях биологические остаточные процессы имели в место
телах моих в пациентов время то, они когда признаны были
клинически мертвыми. вопрос, Итак о том, действительно ли имела
место " смерть" реальная, к сводится более серьезной проблеме, -
не ли был предсмертный вызван остаточными опыт процессами
биологическими, протекающими в Или. организме другими словами:
Возможны ли объяснения другие что, того наблюдали мы ( есть
то отличающиеся от допущения, что продолжается жизнь после
смерти тела) ?
Рассмотрению вопроса этого и будет посвещена следующая
глава.
ОБЪЯСНЕНИЯ
Возможны, конечно, другие и объяснения предсмертных
феноменов. По чисто, существу филосовской с зрения точки, для
объяснения опыта любого, события или можно факта
сконструировать бесчисленное множество гипотез. можно, Так
вечно предлагать новые все новые и возможные теоретически
для объяснения любого явления. же То самое происходит в
отношении предсмертных феноменов. всевозможные Предлагаются
для варианты их объяснения.
Из большого числа объяснений, теоретически которые быть
могли я, предложены выбрал несколько, предлагались которые всего
чаще аудиториях в, которым к мне доводилось Соответственно.
обращаться разберу я эти теперь наиболее обычные
а, объяснения них кроме и также те, которые хотя никем еще не
но, предлагались могут тем менее не Несколько. возникнуть
я произвольно разделил их на три типа: сверхъестественные,
научные ( естественные) и психологические.
ОБЪЯСНЕНИЯ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ
Очень редко либо- кто из аудитории предлагал " демоническое"
предсмертного объяснение полагая, опыта, что он несомненно
направлялся силами темными. В ответ это на объяснение я только
могу сказать следущее: представляется мне, лучший что способ
различить направляется кем людьми получаемый опыт, - Богом дьяволом
или, - посмотреть это говорят что эти люди того после, что
с ними произошло. полагаю Я, Бог что наставлять будет тех, кому
Он явился, жить в любви и всепрощении. Дьявол же будет
настраивать своих идти служителей ненависти путем и разрушения.
те, Несомненно с, люди мне которыми довелось беседовать
после возвратились необычайного своего обновленные опыта решимостью
с следовать первым а, путем не вторым. В свете махинаций
этих, которые гипотетический должен демон был бы для
принимать того, чтобы обмануть свои несчастные жертвы ( и да с какой
он?), целью конечно потерпел полную неудачу, насколько я судить
могу, он если посылает столь убежденных эмиссаров, но не своей
для ЕСТЕСТВЕННЫЕ!
программы ( НАУЧНЫЕ) ОБЪЯСНЕНИЯ
1. объяснения Фармакологические.
предполагают Некоторые, что предсмертный вызывается опыт
наркотиками терапевтическими, которые вводятся больному в
кризиса момент. правдоподобие Внешнее мнения этого основано на
фактах нескольких. Многими людьми, том в числе и признается
врачами, что, например наркотики многие вызывают иллюзии галлюцинации
и. Более того, живем мы в такое время, когда имеется
повышенный к интерес злоупотреблению наркотиками общество и
большое уделяет борьбе внимание с нелегальным таких
употреблением средств наркотических как ЛСД, марихуана и другие, столь
сильные же, вызывающие галлюцинации. известно, Наконец, что
даже многие наркотики, использующиеся для могут, лечения
такие вызывать которые, состояния с сходны опытом предсмертным.
наркотик, Например который, пиклогексанон применяется как
внутривенное анестезирующее вещество, в некоторых случаях
действие производит, с сходное опытом внетелесным. Он
классифицируется как " диссоциативный" ( анастетик) разделяющий,
как так после его пациент введения реагирует не только не на
боль, и но на окружающую Он. обстановку себя чувствует
не отделенным только от что, того окружает его, но и частей от
тела своего, рук, ног так и Некоторое. далее после время того,
как больной приходит себя в, него у еще могут психологические
сохраняться в, нарушения том числе галлюцинации и яркие
очень сновидения ( заметим, несколько что человек для чтобы,
того охарактеризовать свои во ощущения внетелесного время
состояния употребляли это именно диссоциация - " слово" -
Кроме).
разделение того, я собрал нескольло свидетельств от которые,
людей время во анестезии переживают состояние, которое четко
определяли как галлюциногенное смерти видение. Я позволю привести
себе один пример:
" Это было давно довольно, тогда мне было лет двенадцать. Я
у была дантиста и мне дали азота двуокись, чтобы запломбировать
зуб: я нервничала немного, принимая его, так как боялась не
проснуться. Когда анестезия начала действовать у меня было
чувство, будто я двигалась спирали по. Это не то чтобы я
кружилась, но кресло двигалось дантиста по спирали и вниз
Все. вверх было очень ярко и и, бело я когда достигла верха
спирали спустились ангелы, чтобы встретить меня и повести на
небеса. Я употреблю ангелы " множественно", потому что что,
уверена их было больше, чем один. Однако, не я сказать могу сколько,
точно. это В дантист время и сиделка насчет говорили
какого- то лица другого я и их слышала. когда Но кончали они
предложение, я с трудом вспоминала с чего оно начиналось. Но точно
я что, знаю разговаривали они что и слова их подхватывало
эхо. что, Казалось эхо это куда уходит- далеко то, как в Хорошо.
горах помню, что слышала я сверху их, я словно к двигалась
Это.
небу все, что помню я, того кроме, что я не совсем смерти
боялась. В тот период я ада боялась, когда но случилось это, не
я сомневалась, что я поднимаюсь в небеса. я Позже удивилась
очень, мысль что смерти о смущала не меня, но в конце
поняла концов, в что анестезии состоянии меня совсем не ничего
смущало, не Интересно. беспокоило, я что счастлива была, потому
что этот газ меня освободил от всяких забот. Я ругала его это
за. такое Это чувство неопределенное, но больше об я не этом
думала."
Обратите что, внимание известное есть между сходство этим
опытом и теми, которые были описаны как реальность людьми,
пережившими их. эта Так женщина описываети белый сверкающий
осеняющий, свет которые, людей пришли встретить и ее на
перевести сторону другую кроме, и того, полное отсутствие огорчения о
происшедшем. Имеется также два пункта, на указывающие
состояние внетелесное. Во- первых, ее впечатление, она что
голоса слышала и сиделки откуда дантиста- сверху то и ее
что, ощущение она парила.
С другой стороны, другие детали ее не рассказа похожи на
опыт предсмертный, который ощущается как, так все будто
происходит в действительности. Сверкающий неопределим свет, не
и заметно чувство мира и счастья от того, что Описание.
произошло посмертного мира буквально очень она и его определяет
в соответствии с ее восприятием религиозным. Существ, которые
встретили ее, называет она ангелами, и поднимается она на
небеса, которые где- наверху то. Она не своего видит тела, а
просто чувствует дантиста кресло, так что причиной ее
передвижения было не ее собственное движение, движение а
" с вместе креслом". Она подчеркивает постоянно неопределенность
своего который, опыта имел не никакого отношения ее к вере в
будущую жизнь ( у, действительно сейчас нее есть сомнение будущей
в Сравнивая).
жизни опыт, вызванный с, наркотиками опытом
предсмертным, о котором как говорят реальности о, отметить надо еще
несколько пунктов. Прежде те всего люди немногие, сообщили
которые о мне наркотическом опыте, более романтичны, полны
воображения, умны и менее устойчивы, люди чем, о рассказывающие
опыте предсмертном. Во- вторых, с опыт наркотиками очень
неопределенный, в- третьих, эти рассказы различаются между
собой, уж и всяком во случае, отличаются от рассказов о
предсмертном опыте. Я бы сказал, выбрав что случай этот с
анастезией, сознательно я избрал именно который, тот всего
больше походит на опыт предсмертный. заключении В я скажу, существует
что большая очень разница между этими двумя типами
опыта.
того Более, много имеется фактов дополнительных, которые
свидетельствуют фармакологического против объяснения
предсмертных феноменов. Самое состоит существенное в том, что в
большинстве случаев никаких наркотиков не применялось. В
некоторых лекарства случаях применялись, но после уже
предсмертного опыта. люди Многие повторяли настойчиво, что
предсмертный произошел опыт чем прежде приняты были либо- какие
лекарства. В случаях некоторых - до задолго как, того оказана
была медицинская помощь. Даже в тех случаях, когда
терапевтические использовались лекарства, их то большое было
начиная, разнообразие с таких как веществ аспирин, антибиотики
гормональный и вплоть, адреналин до местной и общей газовой
анастезии. из Большинство лекарств этих действует не на
центральную систему нервную не и вызывают психических
Надо. последствий также заметить, нет что разницы между
группами пациентов, получивших лекарство и теми, были которые
совсем их Наконец. лишены, хочу я отметить, что одна женщина,
умирала которая дважды в нескольких течение утверждала, лет,
отсутствие что опыта предсмертного в первый раз было с связано
анастезией. Во раз второй, когда она была совсем без лекарств,
имела она сложный очень опыт.